Район метро «Нарвская» — золотая середина между историческим центром Петербурга и ленинградскими кварталами советского времени. Мало кто приедет сюда просто так, погулять. А зря — тут скрыты огромные пласты истории города и региона, не говоря уже об архитектурных шедеврах 1920-х годов. Район действительно красивый и уникальный: тут были первые победы русского флота, здесь стоит потрясающий конструктивистский жилой квартал, а ещё именно сюда перетащили после революции решётку Зимнего дворца. Казалось бы, при чём здесь поросёнок Пётр?

Сегодня «Луна» рассказывает о районе, в который обычно не приезжают погулять — и совершают ошибку.


Сейчас тут памятники конструктивизма, красивые сталинки и «Дом Культуры» неподалёку. А несколько веков назад центром здешних мест была река. Исторически она называлась Rama-joki (от räme — болото, трясина), Болотная река. Она вытекала из Голодуши, как тогда называли Фонтанку, делала круг на запад и впадала в Екатерингофку. Пришедшие в эти края с началом Северной войны русские прозвали реку Таракановкой — по фамилии владельца местного завода.

Вид на пл. Стачек. Фото — Станислав Забурдаев

На берегах Таракановки стояло несколько ижорских деревень (Кальюла, Куйкула, Киприла и другие), однако с начала XVIII века город разрастался и всё больше теснил старые селения. Сначала не стало деревень, а потом и самой речки.

Улица Циолковского — это бывшее русло той самой реки. Нарвские триумфальные ворота когда-то стояли буквально на набережной. Об этом нам могут напомнить только старые карты и фотографии, а также некоторые архитектурные нюансы здешних мест.

Например, арка на Обводном канале, на территории «Красного треугольника», — это одна из нескольких петербургских арок, перекинутая некогда над водой. Под ней протекала река Таракановка, пока царские (в 1906-1908 гг), а потом и советские власти (уже в 1920-х)поэтапно не засыпали её — сначала участок от Фонтанки до Обводного, а потом и южнее.

Арочный переход через бывшую реку Таракановка между домами 134 и 136 по набережной Обводного канала

Впрочем, небольшой кусочек Таракановки примерно в 1 км длиной на карте Петербурга пока остаётся — это её самая западная часть в районе Сутугина и Молвинского мостов.


Читайте такжеНа дне. Реки и каналы Петербурга, которых нет


Парк Екатерингоф находится буквально в 15 минутах ходьбы от «Нарвской» — прямо на запад. Когда-то эти края с путевым дворцом были первой жемчужиной в целом ожерелье дворцово-парковых ансамблей южного берега Финского залива: вслед за Екатерингофом путешественник проезжал Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум… Сейчас старый парк полузаброшен, хотя это даже придаёт ему неповторимый шарм. А триста лет назад Пётр I так любил этот парк, что даже назвал место в честь любимой жены, будущей императрицы Екатерины I.

Валериан Каменев, «Пейзаж с рекой» — Екатерингофский дворец на старинном пейзаже. 

Место парка непосредственно связано с одной из первых побед русского оружия в Ингерманландии. Именно здесь 18 мая 1703 года отряды петровской гвардии смогли захватить два шведских корабля — шняву «Астрильд» и бот «Гедан». Фактически это была первая победа русских на море, и ей Пётр придавал огромное значение.

В 1703 г. у русских ещё не было своих кораблей — только шлюпки. Тем не менее, в бою 18 мая 1703 года шведов удалось победить. 

Сразу после успеха даже выпустили медаль с профилем монарха и надписью «Небываемое бывает». Сейчас место той победы отмечено специальным мемориальным знаком на берегу Екатерингофки, а 18 мая по сей день отмечается как День Балтийского флота России.

 

Памятный знак на месте сражения 1703 года.

Ещё одним мемориальным знаком в парке остаётся загадочная Молвинская колонна, названная так по фамилии сахарозаводчика фон Молво — здесь располагались его предприятия. Загадочная — потому что за пару сотен лет колонна обросла огромным количеством мифов и городских легенд. Одни говорят, что колонна стоит на могиле Лизетты, любимой лошади Петра I.

Молвинская колонна в наши дни. 

Другие — что колонна была своеобразной моделью перед созданием «Александрийского столпа» на Дворцовой площади (колонна и правда на него похожа). Третьи — что колонна когда-то была всего лишь частью рекламной конструкции, рекламирующей продукцию заводов Молво. Четвёртые — что на месте колонны некогда стояла часовня, в которой обручились Пётр I с Екатериной. Пятые — что, напротив, здесь захоронен казнённый любовник императрицы, Монс. Что из всего этого правда, пока неясно.

Фото утраченного Екатерингофского дворца на старинной открытке.

Но главное здесь — Нарвские триумфальные ворота, зелёная громада, сооружённая архитектором Василием Стасовым в честь победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Караул Иркутского полка у Нарвских ворот 22 января 1905 г. За несколько часов до расстрела демонстрантов в день «Кровавого воскресенья».

Это сегодня окрестности «Нарвской» — сравнительно респектабельный район, а когда-то это была дальняя окраина Петербурга, что-то вроде нынешних Кудрово и Девяткино.

Жившие здесь рабочие Путиловского завода обычно были выходцами из нищих деревень, приехавшими в столицу на заработки и осевшими рядом с портом и фабриками, на которых трудились. В Петербурге их жизнь оставалась сложной, пролетарии были обозлены на власти, и неудивительно, что они стали благодатной почвой для большевистской агитации. Поэтому-то отсюда тысячи людей, ведомые Гапоном, шли на Дворцовую в печально известное «Кровавое воскресенье», а спустя 12 лет жители Нарвской заставы принимали самое непосредственное участие и в свержении действующего строя.

Рабочие Путиловского завода, фото 1900-х гг. 

И вполне логично, что уже в первые годы советской власти Нарвская застава была выбрана для создания образцового рабочего района. Стоявшие здесь столетиями деревянные избушки безжалостно снесли ради возведения абсолютно новых кварталов, равных которым на тот момент не было не только в России, но и в мире. Тут начали появляться здания, положившие начало недолгому, но уникальному явлению в мировой архитектуре — советскому конструктивизму.

Тракторная улица в Петербурге названа по чудо-машинам с соседнего Кировского завода.

И многие иностранные ценители жанра зачастую приезжают в Петербург исключительно для того, чтобы оценить те самые дома 1920-х годов. Иностранцы не идут в Эрмитаж и не поднимаются на колоннаду Исаакия — им интересно посмотреть на созданные почти век назад рабочие кварталы.

Проект застройки Тракторной улицы, Архитектор — А. Гегелло

Особенно важно, что на «Нарвской» по сей день можно увидеть не просто отдельные конструктивистские здания (они есть и в других районах — например, на Васильевском острове и на Петроградской стороне), а целые конструктивистские ансамбли.


Также читайтеПостроить мечту. Ленинград Александра Гегелло


Например, Тракторная улица, которую краеведы сравнивают аж с улицей Зодчего Росси — потому что тут тоже соблюдены классические пропорции соотношения ширины улицы и высоты домов на ней. Дома тут совсем не высокие — в три этажа.

Комплекс домов на Тракторной улице

Название новой улице было дано в соответствии с веяниями времени — по тракторам «Фордзон-Путиловец», выпускавшимся на Кировском заводе. Значение этих тракторов действительно сложно переоценить: «железный конь, пришедший на смену крестьянской лошадке», тогда прокормил всю страну. А сами рабочие так гордились выпускаемыми тракторами, что большим почётом считалось поехать на «Фордзоне» впереди первомайской или ноябрьской демонстрации.

Впрочем, современный читатель облик того самого трактора может вспомнить ещё и по популярному мему с поросёнком Петром.

В большинство парадных этих небольших розоватых домиков нетрудно попасть и сейчас. Изнутри они едва ли могут удивить и порадовать современного взыскательного наблюдателя, не говоря уж о самих квартирах — низкие потолки, маленькие комнаты. Во многих квартирах проект не предусматривал даже кухонь — предполагалось, что рабочие будут питаться исключительно в общепите без всякого там индивидуального буржуазного кусочничества втайне от товарищей.

Дома на Тракторной улицей и прочий раннесоветский конструктивизм создавались в то время, когда никаких хрущёвок и даже никаких сталинок не было и в помине. Петроград наводнили огромные массы пролетариев, но бывшего барского жилфонда для них отчаянно не хватало, несмотря даже на красный террор и все «уплотнения». И на фоне прежних полугнилых деревянных бараков эти миниатюрные квартирки с водопроводом и отоплением, безусловно, казались их жильцам настоящим раем.

Памятник конструктивизма: Дом технической учёбы архитектора Александра Гегелло. К сожалению, до нас дошла только часть здания.

Да и внешне здания 1920-х годов по сей день выглядят интересно, несмотря на весь свой минимализм. ДК Горького, Кировский универмаг, здание райсовета, школа имени 10-летия Октября и весь ансамбль бывшей Нарвской заставы — это та советская архитектура, которая задохнулась уже лет через 15, уступив место помпезному сталинскому ампиру. В то время в соседней Финляндии и многих других странах мира конструктивизм успешно существовал десятилетиями и фактически дал начало современной архитектуре XXI века.

Дом Советов Нарвского района — ещё один конструктивистский шедевр ленинградских архитекторов. 

Но архитектурная история Нарвской заставы не заканчивается в 1920-х. Стоит пройти от метро на север — и мы окажемся на Старо-Петергофском проспекте, где до сих пор стоит жёлтое здание, в котором некогда располагалась знаменитая благодаря одноименной книге «Республика ШКИД».

Дом на Старо-Петергофском пр., где в 1920-е располагалась Республика ШКИД — коммуна для беспризорников. 

А напротив неё — здание бывшего кинотеатра «Москва» с советскими барельефами, изображающими людей разных творческих профессий: архитекторы, балерины, музыканты и даже кинооператор с фотографом.

Сейчас здесь не показывают кино.

Разглядывать их можно (и нужно!) очень долго.

Сегодня здание заброшено, хотя ещё в 1990-х тут смотрели кино. «Москва» был первым в СССР трёхзальным кинотеатром.

Чуть дальше по пр. Стачек можно увидеть ту самую решётку, которая некогда ограждала сад перед Зимним дворцом. После 1917 года её решено было демонтировать и перенести в Сад памяти жертв расстрела 1905 года.

Да, даже по сравнению с девяностыми район «Нарвской» изменился. Дореволюционные доходные дома по улице Розенштейна снесли в 2000-е, и теперь там высятся новые многоэтажки. Кинотеатров в округе больше нет. Культовый магазин «Рок-подвал», бывший локальным центром местных рокеров и располагавшийся в подвале ДК Горького, тоже много лет как закрыт.

И даже популярную некогда песенку «На Кировский завод пора с утра», широко известную в исполнении Михаила «Горшка» Горшенёва, нынче мало кто вспомнит.

Дмитрий Витушкин

Фото на обложке — Станислав Забурдаев