Книги не появляются в магазинах сами по себе. На этом рынке, как и на любом другом, есть спрос и предложение. Есть свои монополисты и мелкие «рыбешки». «Луна» рассказывает, какими бывают маленькие издательства, чем они отличаются от крупных и как они находят деньги на публикации, не имея достаточного бюджета.

Сегодня российский книжный рынок находится в странной и несколько несправедливой ситуации. Есть три крупных издательства, которые выпускают около 80% от всех напечатанных книг. Это издательская группа «Азбука — Аттикус», которая включает в себя «Азбуку», «Иностранку», «КоЛибри» и «Machaon». Это «АСТ», под чьим управлением 16 редакций-импринтов: «Corpus», «Редакция Елены Шубиной», «Аванта+» и другие. И это «Эксмо». Одна из проблем таких издательств — они не выпускают около 75% авторов. В книжных «Буквоед» на глаза попадаются только зеленые «Азбуки», серые или красные «Эксмо», бежевые и белые «АСТ». Причём у всех троих почти одни и те же авторы. Теми, кого нельзя найти у крупных, занимаются издательства средние и чаще мелкие.

Чем они отличаются?

Главное отличие мелких издательств от средних или крупных — отбор книг для публикации. Они не пытаются опубликовать всё что можно, как это делает «АСТ». Задача любого молодого издательства — в начале своего пути определить нишу, в которой оно будет существовать дальше. То, как скоро закончатся поиски, зависит в первую очередь от личности издателя — зачастую книгоизданием начинают заниматься не профессиональные редакторы или на худой конец журналисты, а филологи, у которых совсем непрактичный подход к делу. К примеру, «Издательство Ивана Лимбаха», которому уже двадцать лет, первые пять лет выпускало книги только современных отечественных авторов: Битова, Кибирова, Рубинштейна, Пригова и других концептуалистов. После чего плавно перешло на советский андерграунд 60—80-х годов. Потом на «не мейнстримных европейских и американских авторов», а далее начало печатать литературу Серебряного века. Такая смена тематик закончилась, когда издательство внезапно перешло на восточно-европейскую литературу. Именно в этой нише оно стало и уникальным. Таким «Издательство Ивана Лимбаха» остаётся до сих пор. Но с другой стороны, есть более амбициозные и стремительные издательства. Librapress, которому всего пять лет, сразу решило, что будет выпускать только германоязычную литературу. Таким образом, главное, чем отличаются мелкие издательства от средних или крупных — тематика выпускаемых книг.

Как собрать деньги на книгу?

Издательства никто не спонсирует, поэтому у них есть два пути к существованию: открываться при книжных магазинах и быть полностью независимым.

Логично, что издательствам при книжных магазинах проще, чем тем, которые живут сами по себе. В Санкт-Петербурге это «Все свободны», «Порядок слов», «Подписные издания». Все они имеют достаточную выручку, большую часть или даже все их расходы на публикацию магазин берет на себя, тем более что затраченные деньги в дальнейшем окупятся.

Однако даже книжные магазины не всегда могут полностью погасить все расходы. Тем более самостоятельные издательства, у которых нет альтернативного заработка, как у магазинов. В их случае есть три способа получить деньги, если нет необходимого бюджета.

Первый — государственное или иностранное финансирование. Если, например, печатают книгу отечественного автора, то издательство обращается в государственные организации, которые отвечают за развитие культуры, например в Минкульт. Если к печати готовится иностранная книга, то можно попробовать обратиться в посольство страны, на языке которой писал автор. Обычно это работает.

Второй способ — помощь «Независимого альянса». Эта организация создана, чтобы объединить книжный рынок России и оказывать содействие издательствам. Работает это так: если у кого-то из участников альянса возникают трудности, то организация выделяет недостающую сумму из членских взносов.

Наконец, третий способ —  краудфандинг. Да, частные издательства не стесняются таких вещей, особенно если денег больше неоткуда взять. Например, «Издательство Ивана Лимбаха» в прошлом году собирало пожертвования на двухтомное издание Леонида Аронзона. За это издательство, в зависимости от пожертвованной суммы, дарило экземпляры редких книг из своих запасов.

В статье названы только два, но маленьких издательств чрезвычайно много: «Сеанс», «Клаудбери», «Текст», «Летний Сад», Pollen press. У некоторых из них есть спонсоры, у некоторых расходы компенсирует книжная торговля. В целом не всё так плохо, но многие маленькие издательства еле сводят концы с концами. Те редкости, которые они выпускают, раскупают так быстро, что можно только злиться, почему нет допечатки, как в «АСТ» и «Азбуке». А они просто не могут.


Влад Киршин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *