Пять лет назад диджей и медиапровокатор Алексей Залевский вместе с политологом Анной Федоровой основали сайт «Русская смерть» и одноименный паблик в социальной сети «Вконтакте».

Смертач — так теперь называют этот грустный и странный проект Анны и Алексея. Сайт в те времена наполнялся колонками самых разных персонажей культурного и политического бомонда — от певца либертарианства Михаила Пожарского до ненавидимой демократической оппозицией Кристины Потупчик.

Сообщество же украсили ежедневно обновляемые посты с цветными и черно-белыми фотографиями разнообразного хтонизма, запечатленного то здесь то там на просторах щедрой на инфернальные пейзажи нашей родины. Паблик «Вконтакте», к слову, некоторым образом стал даже популярнее сайта.

И вот спустя пять лет демиурги «Русской смерти» решили, что отметить пятилетие проекта фестивалем в самом декадентском городе страны, то есть в Петербурге- отличная идея. По такому случаю в полдень минувшей субботы «Дом Культуры» на проспекте Стачек распахнул свои советские индустриальные объятия для гурманов хтонизма, а ночью благодарная общественность переместилась в мекку городских винишко-тян, то есть в клуб «Ионотека».


Также читайте: Русская смерть в Доме Культуры: что это будет? Интервью с организаторами


Что происходило на Стачек? Фойе дворца культуры украсили мрачная фотовыставка, лотки с алкоголем и незатейливым фаст-фудом. Ну и конечно фанаты всяческого инферно могли с полным на то основанием приобрести череп неизвестного животного, футболки с надписями вроде «vse suki», а также другую очаровательную чернуху.

Фотовыставка была вот такая.

Выступали, как в таких случаях и положено, малоизвестные юные поэты. Все будто бы специально в своих стихах до тошноты подражали Алексею Никонову, манеру чтения взяв у него же. Очень скучно. И, будем беспощадно честны, бесталанно.

Музыка, разумеется, тоже была. В советском зале выступали культовый Сантим из «Банды четырех», модные пост-панк кудесники Ploho, популярные ныне «Пионерлагерь Пыльная Радуга» и прочие менестрели тоски, ужаса и боли.

В диссонансе, рожденным причудливым синтезом лампового советского ДК и музыкальной хтони, было что-то ласковое, даже по дурацки уютное.

Выступление группы «Почему коммутатор молчит»

Последний раз был тут на концерте Павла Кашина.

«Надо же, что тут сегодня творится», — заметил мимоходом Антон Борисов, один из основателей синти-поп группы «Он-мой»и поэтической группировки «Дрэли куда попало».

Художник и писатель, один из авторов «Русской смерти» Кирилл Шаманов был куда более беспощаден и язвителен.

«Несмотря на разрушительный пафос вечеринка получилась очень созидательная. Все что-то делают: музыканты, дизайнеры, фотографы. Я бы гитару разбил хотя бы. Идеально было бы, чтоб красивые телочки резали кого-нибудь. Конечно, однобокое восприятие русского и смерти. Жанна Фриске тоже ведь русская смерть», — поделился автор знаменитого «Гоп-арта» и других арт-провокаций.

Ближе к вечеру в ДК на Стачек пожаловал и Владимир Зимов, владелец Holy Water, любимого бара петербургской богемы. Кстати, именно в святой воде минувшим летом прошло мероприятие «Смертача» под названием Synapse — вечером авторы «Русской смерти» читали свои литературные нетленки, а ночью господин Залевский встал за вертушки, погружая публику в черную воронку индустриального техно. В общем, в появлении Зимова на вакханалии по случаю пятилетия проекта не было ничего удивительного.

«Мне нравится паблик, нравится посыл как бы оттенять русское дно в виде безысходности русской жизни и общества, нравится читать авторов с их сайта. Я лично знаю людей к этому проекту причастных, некоторых люблю как артистов, поэтов, фотографов. Собственно, моей мотивацией пойти в вечер субботы в ДК им. Газа было знание некоторых хороших людей, что там участвовали в разных формах», — подтвердил Зимов.

К полуночи все переместились в знаменитую трэшем и винишками «Ионотеку» неутомимого Александра Ионова.

Выступление группы ploho в ДК

Ночную оргию открыла вокалистка группы «Фивы», на этот раз вставшая за диджейский пульт, украсив пространство самого раздолбайского клуба Петербурга песнями Coil и прочих картографов ада. Было хорошо, но мало.


Также читайтеНочь, улица, Ионотека. Зачем всё это и что здесь происходит


Чернушники «Капитан ненавидит море» будто бы подслушали Шаманова и воплотили в жизнь его словам про телочек и поножовщину. На сцене и правда две девушки «резали» ножом харизматичного вокалиста группы и предавались иному не менее брутальному перформативному буйству, трясли кусками сырого мяса перед зрителями, эротично облизывали испачканные «кровью» пальцы, ну и так далее.

Шоу, надо заметить, удалось. Хотя нагнетание мрака на сцене иногда выглядело несколько комично. Так бывает, когда в погоне за эксцентрикой уважаемые артисты забывают про вкус.

Папа «Смертача» Залевский, он же dj Alex Glass, приваривший себя к вертушкам после лайва «Капитан ненавидит море», удивил вич-хаусом вместо предсказуемого в его случае индустриального техно. Удивил, надо заметить, приятно.

Сменивший Залевского на посту Алексей Никонов из «Последних танков в Париже» незатейливо ставил «Гражданскую оборону», «Альянс» и тому подобное веселье.

После Никонова музыку стал ставить и сам Ионов, а на сцену плясать вылезли те самые винишко-тян. Ионов, к слову, кормил меломанов едва ли не той же Жанной Фриске будто бы опять же по заветам Шаманова.

Под утро вышел хедлайнер, то есть Евгений Куприянов из «Барто». От его сета предсказуемо ждали мексиканского dark disco, но Евгений устроил хип-хоп вакханалию вместе с вокалисткой проекта «Тема Креста» Анной Агаповой.

Завершился сеанс погружения в сет маэстро хоровым пением «Владимирского централа», но уже без музыки.

А потом всех с изрядной долей цинизма выгнали. Всех, включая и артистов. Охранники «Ионотеки» едва ли не с хлыстами выпроводили из украшенных домами из красного кирпича дворов на Лиговский проспект.

Выглядело смешно.

Праздник, наверное, удался. Инфернальное веселье «Ионотеки» приятно разбавило сумрак дневной части шабаша. На десятилетии хотелось бы лайва Иосифа Кобзона и буквальных хлыстов в руках охранников. Нужно больше хтонизма.

Текст: Дмитрий Кириллов

Фото из ДК: «Части света»