Петербург — город на воде. Однако вся водная жизнь здесь ограничивается туристическими прогулками на теплоходах по рекам и каналам. Если в Европе свой полноценный дом на дебаркардере — уже привычная практика, которой никого не удивишь, то в Петербурге с этим сложнее. Водная ниша пока что мало освоена, но среди горожан появляются энтузиасты, готовые показать всем остальным, что такой альтернативный вид жилья — здорово и классно. Одними из первых на этом пути стала семья Даниила и Анны Афониных, которая уже пять лет живет в собственном доме на реке Ждановке вместе с пятью детьми. Чтобы найти единомышленников, Афонины создали проект «Водный Петербург». Семья надеется, что если открыто делиться с людьми опытом, такой вид жилья станет доступным и привлекательным для города и его обитателей. «Луна» встретилась с хозяйкой дома Анной Афониной и поговорила о том, как ее семье удалось обойти бюрократические трудности при обустройстве жизни на воде, и о том, как все удивительно сложилось.
— Почему вы решили обустроить свою жизнь на воде? Расскажите, как все начиналось.
— Мы жили на Васильевском острове в трехкомнатной квартире и в какой-то момент просто перестали там помещаться. У нас было трое детей, мы планировали еще. Стало тесно, и мы задумались о том, какие у нас могут быть варианты. Рассматривали альтернативу городской жизни — покупку частного дома, но поняли, что в области жить невозможно, потому что у детей довольно активная жизнь, да и у нас с мужем проекты, которые требуют постоянного присутствия в городе. А проводить время в пробках мы не хотели. Мы думали найти квартиру с чердаком над ней, чтобы была возможность присоединить чердак к квартире, увеличив таким образом пространство для жизни. Но все варианты не срастались. В итоге нам абсолютно случайно подвернулся этот вариант с дебаркадером.
Знаете, у нас в жизни все всегда скреплено диалогом с Богом. Была молитва, была просьба, — и этот вариант стал таким ответом. Было довольно странно настолько уверенно приехать по этому объявлению на «Авито» и тут же, самыми первыми внести предоплату. Человек, который продавал этот дебаркардер, тоже немножко удивился тому, насколько уверенно мы действовали. А мы просто поняли, что это он, наш дом.
— Сколько времени заняло обустройство жизни, ремонт и все остальное? Начиная с момента покупки, заканчивая последними штрихами.
— Самые грязные строительные работы происходили примерно год — когда здесь было невозможно жить, когда мы делали водяные теплые полы, отопление, красили дом снаружи. Потом мы сюда переехали и делали ремонт, уже живя здесь. В принципе, он не до конца закончен, здесь все еще есть что делать, потому что тут очень много места, в планах еще много чего.
— Как ваши дети восприняли идею переезда на воду?
— Прекрасно восприняли, они у нас люди бесстрашные. Никто не представлял изначально все подробности жизни, но как мы рисовали это у себя в голове, так и получилось. Даже когда здесь ничего не было, кроме разрушенных и ржавых конструкций, я вошла сюда и сразу увидела вот эту картинку. Я изначально знала, что здесь можно сделать теплое, классное и светлое место.
— В инстаграме проекта вы рассказывали, как забираете младшего сына из детского сада — на лодке. Это ваш основной способ передвижения?
— Основной способ передвижения — это машина. Но летом грех не воспользоваться таким удобством, потому что это классно и намного быстрее — нет светофоров и пробок. На лодке удобно и в центр добираться. Недавно мы ездили в гости на Синопскую набережную.
— Какие документы нужны, чтобы управлять лодкой?
— Нужен судовой билет с техосмотром и права на управление плавсредства. Да и то не на все лодки. Например, у нас есть весельная лодка — на нее вообще права не нужны. Мы даже даем ее друзьям, они приходят и катаются по городу. Только нужно жилеты надеть.
— А зимой на машине?
— Зимой — да. Но когда встает лед, можно и на лыжах, и на коньках. Был какой-то год, когда река замерзла идеально до состояния зеркала — тогда муж встал на коньки здесь и дошел до залива, не расчищая лед. Обычно мы расчищаем небольшой участок под свой каток, друзья приходят, мы катаемся.
— В Петербурге есть большой деревянный дом на воде с башенкой сверху, который вы выкладывали в инстаграм проекта. Кто там живет?
— Театральный режиссер, Джулиано Ди Капуа. Он один из первых в Петербурге стал жить на воде. Правда, он не очень любит говорить об этом. Раньше его дом стоял на Васильевском, а сейчас он находится на Крестовском.
— Вы тоже можете передвинуть свой дом?
— Ну конечно, отбуксировать.
— Когда вы покупали дебаркардер, он находился на этом же месте или вы его передвигали?
— Не совсем на этом. Он стоял примерно на 500 метров ниже по реке. В какой-то момент там строили дом «Леонтьевский мыс», поэтому находиться там было некомфортно. Тогда мы и подвинулись чуть выше по течению.
— Нужно ли какое-то разрешение, чтобы иметь свое жилье на воде?
— Мы обратились в Комитет по природопользованию, чтобы заключить договор водопользования. Это было довольно бюрократизированно и сложно. Однако мой муж, хоть и не сразу, но довольно успешно прошел весь путь, поэтому теперь юридически мы здесь находимся законно.
— Ваш дебаркардер — первый крупный дебаркардер в Петербурге?
— Да, пожалуй, самый большой из жилых. Людям стала более интересна и близка эта идея, именно поэтому мы решили открыться миру и рассказываем о нашем доме. Мы хотим, чтобы таких домов становилось больше. Чтобы, если люди захотят и наберутся смелости пройти весь этот путь, они смогли это сделать. Есть опыт скандинавских стран, — Финляндии, Швеции — где очень развита жизнь на воде. Да и везде, во всей Европе. Вспомните Амстердам! Есть замечательные примеры, и мне кажется, надо двигаться в эту сторону.
— Ваши соседи консультировались с вами перед тем, как обустроить свой водный дом?
— Да, конечно. Наш сосед вдвоем с моим мужем спроектировали этот дом вообще с нуля. Сосед — архитектор, он нарисовал его на бумажке, а мой муж спланировал это все с технической стороны. Они строили это все на наших глазах, совместно. Там не было даже никакой изначальной конструкции.
— Что выгоднее: купить квартиру для многодетной семьи в новостройке и сделать там ремонт или обустроить собственный дом на воде с нуля?
— Большая квартира, наверное, дешевле, потому что помимо собственных коммуникаций на дебаркадере довольно высокая стоимость содержания.
— Если сравнивать коммунальные услуги в обычной жилой квартире и в дебаркадере: что дороже?
— Дебаркадер дороже. Возможно, наш дебаркардер — единственный, который официально и абсолютно законно подключен к электросетям. Мы просто платим по счетчику, периодически к нам приходит контролер. Но учитывая, что у нас такие объемы и столько пространства, — получаются довольно большие расходы. Наверное, их можно сравнить с расходами в большом загородном доме. Получаются довольно весомые траты зимой на отопление. У нас есть своя котельная — там стоит котел, в который нужно засыпать такие гранулы — пеллеты называются. Мы их закупаем тоннами, в холодное время котел их активно поглощает. А еще у нас большие окна, из-за которых большие теплопотери, именно поэтому у нас полы сделаны с водным подогревом, чтобы поддерживать комфортное пребывание наших малышей.
— Пошатывает ли вас периодически? Или дом статичен?
— Немного покачивает. Он может еле ощутимо двигаться, когда мимо проходят кораблики. Дом очень тяжелый, весит больше двухсот сорока тонн. Наша балийская люстра из тысячи белоснежных ракушек — индикатор качки. Когда какой-нибудь катер проносится на скорости, то она начинает тихонько позвякивать. У наших соседей дом полегче, и если мимо них катер пронесется на огромной скорости, то у них даже может упасть ваза с цветами. Вообще, носиться тут нельзя. У нас с двух сторон стоит знак «тихий ход», катера здесь должны снижать скорость. Такое правило действует в любом яхт-клубе или у причалов, чтобы лодки друг о друга не бились и не портили корпуса. Здесь то же самое, но не все соблюдают это правило.
— Уже в 2016 году вы постили в группу во «Вконтакте» фотографии домов на воде. В какой момент вы поняли, что хотите не только делиться красивыми снимками, но еще и рассказывать о своем опыте?
— Такое желание появилось не так давно. Может быть, только в начале этого лета. Мы заметили интерес со стороны людей к такому альтернативному жилью, и уже несколько человек приходили к мужу советоваться и узнавали, c чего начать, как подступиться к этой теме. Все технические вопросы людей очень интересуют, а мы не против им помочь. Мне кажется, это очень красивая и очень петербургская история.
— Вы планируете развиваться только в соцсетях или, может быть, думаете о том, чтобы рассказывать людям о преимуществах жизни на воде в офлайн-формате?
— Может быть, в будущем перейдем на офлайн-формат. Это больше по части моего мужа, я не очень люблю публичность. А вообще, было бы здорово.
У нас есть друзья-архитекторы из группы MLA+, которые сейчас как раз делают проект по изучению водного каркаса нашего города. Они вместе ходят на лодках по Охте, Смоленке и Карповке. Эти речки вроде бы в центре, но по факту на их берегах разруха и полный треш. Каждому району они предлагают какой-то проект по обустройству этих набережных и обсуждают, как сделать доступ к воде удобным и комфортным для людей, чтобы у людей была возможность выйти на берег и культурно провести время.
Мы вместе с этими ребятами очень дружим, они помогают подыскивать места, где было бы возможно развивать подобные пространства. Недавно к нам приходила группа студентов, которым было очень интересно, как мы все это сделали, они задавали кучу вопросов. И это все очень мотивирует рассказывать о своей жизни на более широкую аудиторию.
— Все ли места подходят для строительства водного дома? Или нужно учитывать определенные факторы?
— Есть очень много факторов, которые нужно учитывать, прежде чем начинать такое строительство. Прежде всего, возможность подключения коммуникаций и множество других моментов. Стоянка возможна не везде. Где-то, например, участки реки уже принадлежат кому-то. Напротив нашего дома стоит большой жилой дом, который недавно построили. Они планируют сделать здесь пристань. Так что нужно узнавать, принадлежит ли эта вода кому-то. Нужно заранее об этом задумываться. Когда мы строили соседский дом, ребята прогадали с весовыми параметрами. Была уже построена платформа, и им пришлось загонять дополнительные трубы под дом, потому что он значительно перевешивал и начал просто тонуть.
— Ваш дом соприкасается со дном?
— Нет. Наш дом — это плавучая конструкция, которая не касается дна. Варианты основ могут быть разными, у нашего соседа это сваренные между собой трубы. Бетонная платформа, как у нас, более долговечная, потому что она не ржавеет и ее не надо поднимать раз в пять лет для обслуживания. У нашего дома на воде есть упоры от берега в кнехты дебаркадера, чтобы его не выбросило на берег, потому что уровень воды в реке часто меняется.
— А уровень воды отражается на вашем доме?
— Нет, мы поднимаемся вместе с водой. Правда, однажды вода очень сильно ушла из реки в залив. Не знаю, что это было. Наверное, что-то связанное с ветром и с Луной. Тогда дебаркардер одним бортом лег на дно и мы были под таким наклоном, что в шкафах двери сами открывались, но это длилось не долго.
— Мне кажется, когда люди задумываются о таком жилье, они боятся именно того, что под домом вода. По сути, этого опасаться не стоит, потому что качество твоей жизни зависит от того, насколько детально ты продумаешь процесс строительства и саму жизнь, верно?
— Да, конечно. Все страхи абсолютно понятны, но на любой страх и любую проблему есть решение.
— А у вас есть иллюминаторы?
— Есть несколько в коридоре и спальне, остальные в трюмах.
— Вы меняли конструкцию дебаркардера? Или все изначально было в таком виде?
— Этот проект уже был. Прошлые хозяева хотели сделать нечто, напоминающее корабль.
— Не знаете, почему забросили эту идею?
— Примерно знаю. Всю эту конструкцию продавали люди, владеющие гигантскими плавучими кранами, которыми чинят мосты. Этот дебаркардер принадлежал им. По-моему, они хотели сделать что-то типа офиса или мини-гостиницы для своей компании. Всем этим занимался человек в почтенном возрасте, который продавал нам дебаркардер. Он рассказал, что у него теперь не хватает сил, энергии и возможности в это вкладываться. Он рассчитывал, что его сын захочет этим заниматься, но сыну это было неинтересно. Чтобы оживить такую конструкцию, нужно было очень много смелости, вдохновения, энергии и времени.
— Вы живете здесь уже пять лет. Рассматриваете в дальнейшем жизнь не на воде, а в обычном жилом доме?
— Мы задумывались об этом. Прошлым летом у нас даже хотели купить наш дом. Я прикинула, что может быть за ту стоимость, которую нам предлагали, и не смогла найти достойного альтернативного варианта. Тогда у нас еще было только четыре ребенка. Теоретически можно было бы рассмотреть обмен на какой-нибудь огромный лофт или помещение, из которого можно было бы такое сделать, у нас же довольно большие площади. Поэтому пока для нас нет альтернативного варианта, который подошел бы нам.
— А у вас когда-нибудь отключалось электричество?
— Было такое. Тогда мы еще не были подключены к городским сетям, запитывались от стройки рядом. Однажды трактор перерубил кабель, который шел к нашему дому, и восстанавливать его не стали. Дело было зимой. И мы жили четыре месяца на генераторе, который постоянно тарахтел. Но как-то выжили. Это тоже своя романтика. Свечи, все в этом духе.
— У вас есть свои правила поведения в доме?
— Да, конечно. Все дети до 10 лет должны выходить на палубу только в жилетах. Это строго. Слава Богу, за 5 лет никаких происшествий не было.
— А вы выходите в Финский залив провожать закаты?
— Обязательно. До залива тут минут пять на лодке. Выходим в залив часто, особенно когда выдался тяжелый день с кучей вопросов и задач. Вечером оставляем детей с бабушкой, берем лодку, отплываем — и все. Все проблемы сдувает моментально. Приятная опция.
— Можно сказать, что вы запустили в Петербурге некую тенденцию жизни на воде. Как думаете, будет ли она активно развиваться в ближайшие годы?
— Я надеюсь, очень хочется. Для этого мы общаемся с вами и рассказываем о себе.
Олеся Гаврилова