Вита Афанасьева, владелица магазинов Tykva Store приобрела бренд несколько лет назад. Это было маленькое помещение в лофт-проекте «Этажи» с накрученными подписчиками в социальных сетях и кучей ужасной корейской одежды. Сейчас у проекта четыре точки и больше пятидесяти концептуальных российских дизайнеров. «Луна» встретилась с Витой и узнала, почему они так сильно продвигают российских дизайнеров, при чем тут личные травмы и как собрать команду мечты.
— Расскажи, с чего все начиналось?
— С детства я любила магазины одежды. Мама говорила, когда я была совсем маленькой, любила гулять среди витрин и манекенов. А что касается именно этого магазина — мы его приобрели. Купили название Tykva Store и сам магазин — помещение размером 10 м² в «Этажах». Ассортимент на 90% состоял из корейской одежды. В комплект покупки входила страница в Инстаграме и группа во «Вконтакте». Как потом оказалось — с накрученными подписчиками, которые отписались в последующие несколько месяцев. Еще бывшие владельцы сказали, что проект — постоянный участник маркетов, на некоторые из которых сложно попасть, например «Ламбада-маркет». Но они не приняли нашу заявку, сказав, что никогда не выставляли наш проект. Тут меня взорвало окончательно. Я, помню, позвонила девушке, которая переуступила нам бизнес, а она просто молчала в трубку. В общем, купили «успешный» бизнес.
Корейскую одежду распродавали по 100—150 рублей. Единственное, что пригодилось, — оставшиеся 10% ассортимента. Точнее, одежда нескольких российских дизайнеров, с одним из которых до сих пор работаем, — это #maybespace.
Вот за этот контакт, получается, я Tykva Store и приобрела. Плюс логотип неплохой — его не меняли. Только немного раскрасили в другие цвета. И теперь он совсем наш. Тыква на логотипе раскрасилась в оранжево-черные цвета уже нашими руками. И именно у нас она стала такой, какая есть сейчас.
— Когда вы открывали первый магазин, был ли тренд на все российское?
— Да, сумасшедший.
— Как это влияло на работу?
— Можно было не фантазировать и не усложнять: главное, чтобы вещь была от российского дизайнера. Люди покупали как нечто диковинное, как сувенир. Если было написано «made in russia», то туристы брали, даже если размер не подходил. Сейчас такого уже, конечно, нет. Наши дизайнеры могут посоревноваться с любым западным брендом. Даже опередить по качеству и идее. И это в десять раз дешевле, чем везти из-за границы.
— Почему российские дизайнеры?
— Потому что очень просто передать энергетику. Мы в диком восторге от того, что знаем наших дизайнеров лично. Все они очень достойные люди, живущие по принципу положительной энергетики. Это заряжает.
Одно дело, когда тысячу экземпляров безликих вещей отшили где-то в Гуанчжоу. А другое дело, когда человек каждой единицы коснулся или даже сам сшил. Эти вещи реально заряжены. Как свитер, связанный мамой. Вся эта энергия существует. Это не только наше ощущение, но и наших постоянных гостей. Каждый может прийти и попробовать.
— А обращаются ли к вам дизайнеры, желающие продавать свою одежду в Tykva Store?
— Часто. Почта ломится от предложений. Но мы мало кого берем — и так достаточно большой «пакет». К тому же нас интересуют большие бренды с качественной одеждой и полным циклом: мужская, женская, для разных сезонов. Не все готовы это предоставить. Мы профессионалы и хотим работать с такими же.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь при работе с дизайнерами?
— Как мы поняли из начала истории про успешный корейский магазин, на нашем рынке много лжи и недобросовестных магазинов, которые обижают дизайнеров: не заключают договора, не выплачивают деньги, теряют остатки. А дизайнеры люди творческие, они не всегда продумывают такие моменты. Подобных историй просто миллиард. Это отвратительно и несет за собой шлейф. Дизайнеры потом не хотят никому доверять и переживают из-за любой задержки. А ведь большинство из них по восприятию мира дети. Мы недавно шутили, что за обиду дизайнеров, художников и других творческих людей должно быть отдельное чистилище. Они после столкновения с нашими коммерсантами уходят из профессии. Ломаются жизни. На моих глазах такое не раз происходило. И очень хочется всем помочь, но не хватает сил и времени. Это важный момент для людей, желающих войти в этот бизнес. Нужно быть еще мамой для всех. Я до Tykva работала с артистами и актерами. Вот, например, нужно выехать в аэропорт в 19:00. Стоит машина, стоишь ты и всего пару человек из группы. Почему? Потому что надо пройти всех по номерам забрать. Кто-то носки найти не может, кто-то проспал, кто-то считает, что плохо отработал и сидит, плачет. Я была к этому рынку готова. Ну и плюс я сама несостоявшийся художник. Так получилось, это моя небольшая травма. Хотя сейчас уже считаю, что все к лучшему.
— Какой ваш гость? Есть ли определенный типаж?
— Это вообще мое любимое — наблюдать за людьми, которые приходят. У нас хорошие гости. Это разные люди: от директора библиотеки до студента, от панка до бизнесмена. Я вообще считаю, что мы очень петербургский проект, поэтому у нас находят что-то свое все, кто проживает в Петербурге. Да и туристы тоже. Им ведь интересен город. И сново вспоминаем тот самый «свитер мамы» — гости приходят, чувствуют это тепло и хотят его унести с собой.
Плюс мы даем возможность выразить себя. Я еще работала в государственной структуре много лет и знаю, что такое «черный низ, белый верх», нет макияжа, из украшений — только обручальное кольцо и нательный крестик, если есть. Благодаря закрытой обуви я отрывалась на педикюре. Он был стабильно черный, синий или зеленый. Поэтому сейчас я на своем месте и в своем городе. У нас идеальный город для самовыражения.
— В чем секрет успеха Tykva Store?
— Не знаю, успешный мы проект или нет. Это просто дело моей жизни. Я никогда не задумываюсь, получилось или нет и пора ли пить шампанское. Мы просто живем, занимаемся любимым делом и никакие итоги еще не подводим. Много планов впереди.
— Как вы относитесь к распродажам?
— Наши вещи уже «как со скидкой» — цена очень приемлемая. Особенно, если соотнести с их качеством и эксклюзивностью. Вещь уценяют, когда у нее существует какая-то проблема: есть брак или сезон закончился. Первая ситуация не про нас. А сезонные скидки бывают — и это нормально. Вот сейчас не все наши снуды или тонкие свитера нашли свой дом, мы с помощью скидки помогаем решиться кому-то взять этих малышей к себе. А если с вещью все хорошо, но человек просит скидку, мы даже немного обижаемся.
— Вы очень трепетно относитесь к своему проекту. Как найти подходящий персонал для любимого дела?
— Я сама пишу объявление о вакансиях, лично подбираю персонал, а потом смотрю на них в период стажировки. Во-первых, директоров магазинов у нас нет, все напрямую в подчинении у меня. А во-вторых, ребятам лично нужно передавать энергетику. Я хочу, чтобы они были заряженными и любили свое дело. Кадры решают все. Из-за такого подхода последние полгода была мощная текучка. Как-будто мы укомплектовывались перед окончательным составом, а сейчас пазл сложился. Мне очень нравятся ребята, которые сейчас работают. Нет никого лишнего. Это чувствуется.
При этом я не вижу ничего плохого в том, что кадры периодически меняются. Проект растет, люди растут вместе с ним. Кто-то понимает, что его место с нами, и становится еще большим профессионалом. А другие проходят какую-то часть дороги с нами и идут дальше. С очень многими бывшими сотрудниками мы в дружеских отношениях.
— В Инстаграме магазина есть такой текст: «Купил у западных капиталистов — не поддержал российских авангардистов. Концептуальную моду народу». Это ваша философия?
— Мы периодически в Инстаграме делаем что-то новое. Это был смешной месяц май, когда мы придумывали лозунги. Но в каждой шутке есть доля шутки. Ничего плохого, если в России поднимется на новый уровень текстильная промышленность и у людей будет достойный выбор. И он не будет зависеть от скачущего курса доллара или евро. И опять же энергетика, о которой я говорю, маленькие тиражи. Эта одежда дизайнерская, она «близко к себе». И третий раз скажу «свитер мамы». Могу 100 раз еще повторить, потому что свитер от мамы — это лучший свитер. В нем тепло и никогда не болеешь.
А что касается философии — ее очень много. Весь наш проект одна сплошная философия. Стоит прийти к нам, посмотреть вещи, поговорить с нашими стилистами — и потихонечку, может, не с первого раза все это почувствуется.
Мы — про уважительное отношение к покупателям, к пространствам и к одежде. Все наши вещи с душой. Это живой организм, а не просто какие-то тряпки, висящие на вешалках. Наши постоянные клиенты говорят, что тоже это чувствуют. Поэтому мы не сошли с ума. Надо просто попробовать, чтобы понять.
Екатерина Прошева