Хорошее русское кино. Без Звягинцева и Быкова

Если разговор заходит о российском кино, то начинают или ругать низкопробные комедии от армян из Comedy Club и иже с ними, или восхвалять Андрея Звягинцева и Юрия Быкова. «Левиафана», «Дурака» и «Нелюбовь» обсудили уже в каждом утюге, поэтому сегодня «Луна» приготовила для вас подборку хорошего, годного российского кино без этих персоналий. Что-то из этого списка вы, разумеется, видели. А значит, это повод их пересмотреть. Благо, погода за окном для этого очень располагает.


«Неадекватные люди» (2011), реж. Роман Каримов

Казалось бы, что делать, если тебе уже за тридцать, а в твою жизнь, мягко ступая лапками, прокрадывается песец? Бросать все на насиженном месте и уезжать на новое. Так поступает и Виталий – флегматичный и рассудительный, он надеется найти в Москве спокойную престижную работу и свить уютное холостяцкое гнездо. Однако его соседкой оказывается бунтующая школьница, начальница на работе недвусмысленно намекает на плетку и кляп, а психолог и вовсе… в общем, сами посмотрите, что там психолог.Да, неадекватные люди – это все вокруг.

Один Виталий здесь адекватный, в белом пальто стоит красивый. Или нет?..

Дебютный полнометражный фильм уфимца Каримова был невероятно тепло принят российским зрителем. Видимо, он истосковался по небанальным мелодрамам с качественным юмором. Мы его понимаем.


«День радио» (2008), реж. Дмитрий Дьяченко

Фильм о том, как тяжело и весело работать на музыкальной радиостанции. Особенно в условиях жесткого аврала, когда ради спасения имиджа и утирания носа конкурентам приходится врать, раздувать из мухи слона и всяческим образом выкручиваться. Тогда и техник аппаратно-студийного комплекса превратится в специалиста по вымирающим животным, и плавучий цирк обернется уникальным зоопарком, и группа «Чайф» сможет спеть в эфире прямо из кабины застрявшего лифта.

«Квартет И» умеет делать комедии. И предыдущий «День выборов», и этот «День радио», и две части «О чем говорят мужчины» — все это первоначально спектакли, которые очень удачно превратились в кино. А еще у них всегда очень крутой саундтрек.


«Географ глобус пропил» (2013), реж. Александр Велединский

Фильмы с Константином Хабенским в главной роли обычно обречены на успех – он фактурный, на него интересно смотреть в любом образе. И интеллигентный подбухивающий учитель географии (без педагогического и тем более географического образования) – не исключение. Его жена спит с лучшим другом, а ученики не уважают и относятся как к дворовому приятелю. Даже поход вплавь по реке Географ проигрывает ученикам в карты.

Снятый по одноименному роману Алексея Иванова, фильм оставляет любопытное послевкусие. Географ – носитель странных ценностей: спать с ученицей нельзя, но бухать перед ними можно; если с женой проблемы, ее можно уступить другу, а потом вернуть назад. И если поначалу кажется, что в фильме есть что-то смешное, то со временем понимаешь, что ядро здесь глубоко трагическое.


«Класс коррекции» (2014), реж. Иван Твердовский

Инвалид-колясочник Лена переводится в школу, в класс коррекционного обучения, где учатся дети с разными отклонениями. Ну, и, разумеется, первые друзья, первая любовь и первый секс. Ребята, поначалу сплоченные общим (но не одинаковым) недугом, противостоят всему остальному миру в лице учителей и непонимающих родителей. Грызут яблоки, катаются в продуктовых тележках, ложатся под поезда (что?!). А потом что-то идет не так.

Крепкая история о том, что даже в коллективе, состоящем из белых ворон, всегда отыщется ворона еще белее. Кульминационную сцену фильма, возможно, будет неприятно смотреть из-за ее натуралистичности, однако это, пожалуй, самый искренний фильм в этом списке.


«Аритмия» (2017), реж. Борис Хлебников

Врач скорой помощи Олег отдается своей работе без остатка. Он не уедет от пациента, пока не окажет ему полноценную помощь, наплевав на этику и указания твердолобого начальства. А в семейной жизни у него глубокий кризис – жена (тоже из медицины) не в силах больше терпеть рядом с собой пьющего, нелепого и рассеянного тюфяка.

Нет, фильм не погружает зрителя в атмосферу беспробудного мрака. Его герои яркие и живые, а ситуации порой комичны. Однако он настолько держит в каком-то тупом напряжении, что когда героиня Ирины Горбачевой (да, той самой) начинает плясать на прокуренной кухне под «Наше лето» Валентина Стрыкало с рюмкой в руке, тебя пробивает на искренний и счастливый смех – наконец-то у героев все хорошо. Вот только надолго ли?


«Холодный фронт» (2015), реж. Роман Волобуев

Для начала хочется сказать, что этот фильм – режиссерский дебют кинокритика Волобуева, и за такие рецензии он бы мне по морде мокрыми тряпками надавал.

А сам фильм – об охладевшей друг к другу паре, которая проводит новогодние каникулы где-то на северных французских задворках, на берегу холодного океана (да, холодного здесь действительно много). Омар к праздничному ужину никак не хочет умирать, на берег выбрасывает лохматую тушу неизвестного животного, а в доме неожиданно появляется странная девушка, с которой определенно что-то не так.

Чувство непонятной тревоги и неотвратимого приближения чего-то эдакого не отпускает ни на секунду. Однако здесь все сделано на уровне полутонов и полунамеков, скупых разговоров и минимуме действий. Российскому зрителю, который привык, чтобы табличка «ЧТО ЗАДУМАЛ АВТОР» была выделена поярче, «Холодный фронт» может показаться незаконченным.


«Рассказы» (2012), реж. Михаил Сегал

Это и не фильм в его классическом понимании, а четыре разножанровые новеллы, объединенные общей занятной идеей.

Здесь и абсурдистская комедия про влюбленную пару, которая стремится распланировать будущую свадьбу (а заодно и совместный быт, будущих любовников и даже смерть) вплоть до мелочей. Здесь и социальная сатира (достаточно примитивная, но зрелищная) о круговой поруке коррупции вместе с начитанным президентом, играющим в гольф.

Здесь и (самый слабый, на наш взгляд) триллер с экстрасенсом и Пушкиным. А еще – мелодрама про два поколения, интеллектуальную пропасть между которыми можно (хоть и ненадолго) преодолеть только посредством секса.


«Коллектор» (2016), реж. Алексей Красовский

Если практически во всех фильмах Хабенский перетягивает одеяло на себя, то «Коллектор» — это вообще его бенефис. Он – единственный актер в этом фильме, остальные – это только голоса в телефонной трубке.  А трубка – это его оружие. Работа у него такая, на название фильма посмотрите. Он виртуозно выбивает из должников деньги, прибегая к самым изощренным психологическим приемам. Например, может позвонить вашему лечащему врачу, пока тот делает вам гастроскопию. Неприятно, правда?

Примечателен еще и тот факт, что Хабенский здесь играет исключительно отрицательного персонажа, а такое случается редко. Еще вот в сериале «Метод» (тоже рекомендуем) такое было.


«Дом Солнца» (2010), реж. Гарик Сукачёв

Что случится с приличной девушкой из интеллигентной советской семьи, если она однажды встретится с хиппи? Правильно – бунт, побег, Крым, вино из горла, танцы на пляже, песок в трусах, передоз, пиратское радио с рок-н-роллом, секс, мимолетное знакомство с Высоцким и молодой «Машиной времени», а также обезьянники, непонимание родителей и никакого хэппи-энда.

Удивительно солнечная (простите за каламбур) картина, пропитанная духом свободной любви и отрицанием чопорной советской серости – лучшее кино на вечер, когда за окном декабрь, хмарь и темнеет в четыре часа дня.


«Короткое замыкание» (2009), реж. Кирилл Серебренников, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман мл., Борис Хлебников.

Пять неспешных новелл от молодых режиссеров от 33 до 40 лет. Общий лейтмотив выделить довольно сложно, но если попробовать, то это, скорее, новеллы о том, как порой не хватает слов, когда необходимо выразить эмоции. Это подтвердит и скромный «журналист», сцепившийся с дворовым хулиганом, и польская девушка, пытающаяся понять, что ей твердит российский люмпен. Пожалуй, центральной фигурой всего фильма выступает Иван Добронравов в роли глухонемого сапожника, который через страдания и душевные томления создает невероятную красоту.

А еще тут есть парень в ростовом костюме креветки. Если и это не убедило вас включить «Короткое замыкание», то мы даже и не знаем, что с вами такое.


Бонус: «Громовы», (2006), реж. Александр Баранов

Это бонус по двум причинам. Во-первых, он идет одиннадцатым, выбиваясь из традиционного «топ-10» (хотя никаким топом тут и не пахнет). А во-вторых, это не фильм, а мини-сериал из двенадцати серий.

Конец 1970-х, в небольшом шахтерском поселке Каменка живет дружная семья Громовых: шахтер (удивительно, правда?), учительница и их дети. И в хозяйстве у них хорошо, и взаимопонимание налажено, и держатся они друг за друга горой, и вообще соседи им немного завидуют.  Однако после трагедии на выпускном вечере семье приходится уезжать из родного дома и искать другое пристанище.

Сериал – своего рода культурный срез жизни советского человека в конце 1970-х со всеми сопутствующими атрибутами. Нашлось место даже карточному турниру криминальных авторитетов (одной из самых зрелищных сюжетных линий). А еще – потрясающая песня «Когда мы были на войне», которую вы еще долго будете напевать после просмотра.

P.S. У сериала есть продолжение. «Громовы. Дом надежды» рассказывает уже о жизни в Москве в эпоху Олимпийских игр. И там настоящий олимпийский мишка.

Виталий Балашов


Также читайте: Презерватив-убийца из далёкого космоса. 10 трэш-фильмов, которые надо посмотреть