Многие люди боятся телефонных звонков. Это нормально. Вообще, в современном мире трудно их не бояться, особенно если вы социофоб. Только представьте, любой человек, которому вы зачем-то понадобились, может в ту же секунду набрать ваш номер и обкашлять свои вопросики.
Неважно, заняты ли вы делом, дремлете на диване с котиком, принимаете пенную ванну с уточкой – человек, которому вы понадобились, ждёт ответа прямо сейчас.
Также читайте: Метнись кабанчиком, пострекочем: краткий словарь решателя вопросиков
Это как будто влезает человек в ваше окно и начинает стучать в медные тарелки с криком «Поговори со мной прямо сейчас!».
Или, допустим, надо позвонить кому-то очень важному. Например, депутату Милонову. Ну или Михал Петровичу, чтобы сказать, что отправил документ на правки. Да как же так, живому человеку – и вдруг голосом в трубку говорить!
Давайте беречь свои нервы.
Звонков боятся по разным причинам. Кто-то, например, однажды посмотрел «Малхолланд-Драйв».
Почему люди вообще боятся телефонных звонков?
Да потому что это ужасно! На дворе 2017 год, скоро киберпанк и трансгуманизм, а вы тут звоните мне живым человеческим голосом, когда можно написать буквами в мессенджер или в соцсеть.
Люди боятся звонков, потому что время такое. Нервное. Потому что информационное пространство перенасыщено. Потому что от тебя требуют ответа прямо сейчас, не давая времени сформулировать фразу. Потому что нет времени. Или спамеры надоели. Или давным-давно кто-то напугал по телефону. Следователь, например. Неважно.
Телефонофобия, конечно, бывает выражена по-разному. Иные люди боятся вообще любых телефонных звонков. Мне, например, как старому телефонофобу, вполне нормально позвонить или принять звонок от приятеля в стиле «Эй, я тут уже купил бутылку, где тебя ждать?». А вот с обкашливанием вопросиков с незнакомцами уже сложнее.
В самые тяжёлые времена я мог по часу ходить кругами по комнате, прежде чем позвонить незнакомому или малознакомому человеку. Звонки с незнакомых номеров до сих пор приводят меня в ужас, и я, как правило, не отвечаю на них. Если человеку что-то надо, он напишет это буквами. Поощряю в людях настойчивость.
А ведь ещё есть всякие замечательные компании, которые в 2017 году почему-то до сих пор обзванивают клиентов, чтобы, например, спросить, насколько им понравился сервис. Или чтобы всучить какое-нибудь предложение с кредитной линией. Тут я, как правило, тактично намекаю, что у меня мало времени, перезвоните, пожалуйста, в ближайшее никогда, до свидания.
И я далеко не один.
И тут, конечно, следует сделать оговорку, потому что люди очень любят читать то, чего в тексте не написано. И специально для таких граждан делаю оговорку: да, телефонные звонки – это нормально и допустимо, если вам надо обсудить важный и быстрый вопрос. Нет, я не призываю запретить телефонные звонки. Речь пойдёт о компромиссе.
(Люди всё равно прочитают в этом тексте то, чего в нём не написано, ну да чёрт с ними, пойдём дальше)
Итак, что делать, если вы боитесь телефонных звонков, но нужно позвонить кому-нибудь по работе или по важным деловым делам?
Конечно же, ходить кругами по комнате и нервно курить в течение часа.
Но, скорее всего, предыдущий вариант вам не подходит, потому что позвонить нужно прямо сейчас. Тут есть несколько способов.
1. Представьте себя журналистом!
Лично мне парадоксальным образом помогла работа журналистом. Работа журналистом – это когда надо много и часто звонить кому-то, чтобы узнать новость или получить комментарий. Звонить приходится очень важным людям: депутатам, бизнесменам, политикам, чиновникам. Это страшно!
Первые несколько месяцев такой работы я всегда откладывал звонки на самый последний момент: работа от этого, разумеется, страдала. Затем мне удалось брать себя в руки немного быстрее. Сходил покурить, сделал кофе, ещё сходил покурить, глубокий вдох, выдох, телефон в руки – и вперёд.
Однажды меня даже послал Невзоров.
Первое время от волнения мне часто даже не удавалось нормально сформулировать вопросы, поэтому я записывал их в файл и зачитывал с монитора. Да, прямо вместе с «Добрый день, Виталий Валентинович, это журнал <…>, меня зовут Александр Пелевин».
Это помогало.
— Да, слушаю вас.
А затем я стал подмечать интересные вещи. Во время таких звонков у меня менялась тональность голоса, интонации, манера общения. Я стал напоминать себе радиоведущего в прямом эфире. Ну, знаете, с такими бодрыми, дружелюбными интонациями.
Потом я научился самостоятельно моделировать эти интонации, когда того требовала ситуация. Когда собеседник снимал трубку, это уже был не я: это был милый и бодрый радиоведущий (хотя радиоведущим я, конечно, не был).
Практика тоже помогала. Когда ты звонишь одному и тому же чиновнику/депутату/бизнесмену несколько раз (и он даже узнаёт тебя), делать это становится с каждым разом всё проще и проще. Невидимый барьер преодолевается, стена рушится. Ты свой. Ты общительный. Ты вежливый.
Помогала улыбка. Это один из самых глупых советов во многих ситуациях, но здесь он работает. Натянув на лицо совершенно неискреннюю улыбку (которую к тому же не увидит собеседник), ты поневоле настраиваешь себя на дружелюбный лад, и это тоже выбивает несколько кирпичей из стены, разделяющей тебя и собеседника.
Итак, совет первый: почувствуйте себя журналистом! Натяните улыбку, будьте бодрым и деловым. Представьте, что звоните Милонову и просите комментарий о гей-параде в день ВДВ!
Это чудовищный самообман, но он работает.
2. А можно пойти от противного.
Представьте себе, что вы – очень важный человек. Например, следователь. Нет в России человека важнее, чем следователь. Перед ним все равны.
И вот вы следователь, и вы звоните человеку, чтобы вызвать его на допрос о растрате бюджетных средств.
Представьте, что на голове у вас фуражка, на столе лежит папка с заботливо подписанным номером дела, и вы в прокуренном кабинете с портретом Дзержинского на стене.
Очень хорошо работает. Главное – не заговориться и не вызвать на допрос по-настоящему.
3. Самый радикальный и самый действенный способ
Разрядите телефон, выкиньте зарядку, возьмите ватник и топор, уйдите в лес, постройте там шалаш из еловых ветвей, питайтесь медвежатиной, рубите дрова, пейте отвар из мухоморов с дубовой корой, набегайте на окрестные деревни и войте волком по ночам.
Тогда вас ещё и по телевизору покажут.
Что же делать, если звонят вам?
Тут всё очень просто. Не брать трубку – ваше священное право. А если вы чувствуете, что вопрос действительно важный, да и человек хороший, и трубку надо брать, просто держите в уме, что не брать трубку – ваше священное право.
И возьмите трубку.
Таким образом вы сделаете одолжение. А когда вы делаете одолжение, у вас прибавляется немного пунктов чувства собственной важности. Это полезно.
А на звонки с незнакомых номеров можно и вовсе не отвечать. Идите к чёрту, может, вы телефонные спамеры! Или следователь. Тем более.
А что делать, если вы не боитесь телефонных звонков?
Тут прозреваю аргумент: эй, развелось вас тут с тонкой душевной организацией, у каждого надо выяснять, боится ли он звонков! Нервов на вас не напасёшься!
Да, не напасёшься. Да, надо выяснять. Ну, если вы хотите дружественно общаться с человеком, то вполне логично в иных вопросах пойти ему навстречу!
А потому давайте-ка, друзья, будем внимательнее друг к другу. И если вы хотите быть с человеком в хороших отношениях, то вполне логично пойти ему навстречу и узнать, каким способом ему лучше общаться.
Ну а если реально надо вопросики обкашлять, чтоб кабанчиком метнуться – ну наберите человечка на цифры, делов-то.
Только не удивляйтесь его недовольному голосу.
Александр Пелевин
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.