С 2014 года часть Большого проспекта Васильевского острова была перекрыта для движения автомобилей. В прошлом году получилось открыть две полосы и восстановить движение личного транспорта, но общественный все ещё едет в объезд. Эта ситуация в очередной раз обнажила и показала проблемы в городской транспортной системе. «Луна» взялась разобраться, какие именно проблемы влияют на наш общественный транспорт. 

«Ведение учета „потерь времени пассажиров“ не предусмотрено». Сложно себе представить, что так ответит на жалобу агрегатор такси или авиакомпания. Более того, уже привычно, что многие сервисы доставки еды не берут плату, если привозят заказ слишком поздно. Кто же стал тогда автором такой смелой цитаты, описывающей высочайший уровень сервиса? Вряд ли ответ удивит — это Комитет по транспорту Администрации Санкт-Петербурга.

Особенно смелым это заявление выглядит в условиях подготовки в городе транспортной реформы. Ко всей массе критики комитет собственноручно добавляет признание в том, что среди показателей эффективности городского транспорта нет задержек движения общественного транспорта (ОТ). Если пассажир потерял время из-за поломки подвижного состава, из-за дорожных заторов, в которых увяз городской транспорт при отсутствии выделенных полос или из-за неэффективных трасс движения — это проблемы пассажира, — как бы намекают транспортные чиновники, будто подражая Аршавину, который после провала на Чемпионата Европы по футболу 2012 года объяснял болельщикам, что если сборная не оправдала их ожидания, то это тоже только их проблемы.

 

 

Вдвойне интереснее это утверждение становится, если разобраться, в контексте какой истории его высказал комитет. В течение последних 10 лет горожане уже несколько привыкли к тому, что ни у одного из городских комитетов нет полномочий по улучшению городского транспорта. На строительство метрополитена не хватает бюджета, создание выделенных полос, а тем более контроль правонарушений на действующих, ухудшают пропускную способность городских дорог, ну а обустройство обычных остановок вообще требует многолетней совместной проработки сразу нескольких комитетов. 

Но в 2019 году транспортные чиновники Петербурга превзошли сами себя. За функционирование и развитие городской транспортной системы отвечает два комитета: Комитет по транспорту и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Органы исполнительной власти вышли на новый уровень: непосильной для них задачей оказалось восстановить ранее существовавшие трассы следования ОТ.

Речь идет о Большом проспекте Васильевского острова, разные участки которого перекрывались с 2014 года. Тогда общественный транспорт впервые был направлен в объезд по Среднему проспекту из-за ремонта теплотрассы. В течение двух лет ее удалось заменить, но автобусы и троллейбусы на привычные маршруты так и не вернулись — на участке между 23-й и 24-й линиями началось строительство станции метрополитена «Горный институт».

В декабре 2018 года в сложившейся ситуации наметился перелом. Тогда еще врио губернатора Александр Беглов пообещал частично восстановить движение по Большому проспекту Васильевского острова и обещание сдержал. В мае 2019 года строительную площадку метрополитена переобустроили, и по проспекту поехали автомобили. Но не общественный транспорт. Он так и продолжил следовать в объезд. Тогда же началась длительная и увлекательная переписка местных активистов с исполнительной властью.

Google-панорама. Личный транспорт движется по Большому проспекту, а автобус №7 направляется в объезд.

Ответы на первые обращения стали приходить в июле-августе 2019 года. В них комитеты объяснили сохранение объездных трасс движения ОТ отсутствием согласованной временной схемы организации движения, которая бы предусматривала наличие остановок. Но в то же время они признали необходимость восстановления движения ОТ и согласились проработать корректировку схем до новогодних каникул. 

В сентябре 2019 года в Санкт-Петербурге прошли выборы губернатора. Как в анекдотах, в сентябре-октябре в ответ на письма с запросом статуса проработки вопроса активисты получили ответы, что вопрос не прорабатывается, а восстановление движения общественного транспорта нецелесообразно. 

  • Маршрут личного транспорта (900 м); маршрут общественного транспорта до 2014 г

Позже, в ответ на очередные письма комитетам пришлось объяснять, что именно повлияло на целесообразность восстановления движения общественного транспорта, кроме избавления Александра Беглова от приставки «врио» в его должности. Как оказалось, движению общественного транспорта стало мешать ведение на строительной площадке горнопроходческих работ.

Казалось бы, такая формулировка является неоспоримой. Однако в эпоху интернета оказалось достаточно легко убедиться, что никакие «горнопроходческие» работы под проезжей частью не ведутся.

Эскалаторный тоннель строящегося вестибюля уходит в противоположную сторону, а списать ограничения для автобусов или троллейбусов на возможное влияние их большой массы и габаритов на прилегающие выработки тоже было сложно. Нигде в округе нет знаков запрещающих движение большегрузов. 

 

Направляя очередное обращение, где активисты указывали транспортникам на эти противоречия, к своему письму они приложили нехитрый расчет потерь города на сохраненный объезд общественного транспорта. По скромным оценкам, на дополнительные операционные расходы город потратил к началу декабря около 7 миллионов рублей, а пассажиры объезжающих маршрутов — около 16 часов личного времени.

Под Новый год комитетам пришлось отвечать. В ответе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры внезапно появился новый виновный в отсутствии транспортных схем, допускающих движение общественного транспорта. Несмотря на то, что все предыдущие схемы были согласованы всеми причастными органами исполнительной власти, новые схемы должен вновь делать «Метрострой». А взыскать их изготовление с него можно только через арбитражный суд. Троллейбусы по проспекту пустить нельзя тоже из-за строителей, так как в зоне, где можно было бы расположить опоры контактной сети, расположено грунтоприемное оборудование, необходимое для ведения проходческих работ. Никаких новых сроков реализации обновленных схем с действующими остановками КРТИ не назвал, кроме неоднократно названного срока действия временных схем — до 1 июня 2020 года. Конструктивом не порадовал и Комитет по транспорту, гордо возвестивший, что его объездные трассы самые оптимальные, а также провозгласив свой принцип работы, упомянутый в самом начале: без учета «потерь времени пассажиров», коих до указанной даты должно накопиться свыше 30 часов, по скромным подсчетам активистов.

Прочитав хронологию всей этой бюрократии, читатель вероятно задумывается: «Ну а что нового мы узнаем?» Ведь, как мы иронизировали выше, в вопросе любых изменений и преобразований комитеты оказываются практически бессильны. Но эта история несколько о другом.

С самого начала в ней заметна значимая ошибка органов исполнительной власти. Первую допустили еще в 2013-2014 гг., когда при наличии возможности организовать стройплощадку, перекрывающую проспект только частично, «Метрострою» согласовали полное перекрытие. С горем пополам спустя четыре года эту ошибку удалось исправить, и движение по магистрали открыли. Но тут власть снова допускает ошибку. Оба комитета согласовывали разработанный строителями проект организации движения, и оба комитета попросту забыли, что по проспекту следовал общественный транспорт. Сделано это случайно или специально из-за банальной некомпетентности или из-за горящих сроков ко дню города, — уже не так важно. Еще тогда профильные комитеты продемонстрировали, насколько не значим для них ОТ, его пассажиры и теряемое ими время.

Ровно в этом же они расписываются и последующие полгода. Вместо быстрой корректировки маршрута силами подведомственных учреждений или восстановления остановок и трасс ОТ, они продолжают искать повод ничего не менять, не признавая свою ответственность. Более того, пытаясь убеждать горожан, что потери их личного времени не являются значимой проблемой.

Амстердам в 1970 году.

Однако в этом совершенно нездоровом кейсе можно выделить, пусть и небольшой, но дающий надежду на лучшее момент. Ни в одном из ответов ни один из комитетов не пытался доказать, что восстановление движения ОТ на этом участке проспекта может создать сложности для движения транспорта личного. Отсутствие этого абсурдного, но еще живущего в управленческих и обывательских головах тезиса в официальных ответах говорит нам о том, что во всей бюрократической машине транспортного комплекса еще теплится здравый смысл, пусть и в недостаточном количестве. А это значит, что у Санкт-Петербурга еще есть шанс обрести качественную транспортную систему без предварительного погружения в беспросветный автомобильный коллапс, как это делали большинство зарубежных городов. 

Георгий Фролов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *