Современное искусство с каждым днем все активнее вторгается в новостную повестку и городскую среду. Например, на днях в СМИ широко обсуждалось решение местных властей очистить знаменитый «дворик Нельсона» от арт-объектов, а в другой части города, тем временем, появилась «Супрематическая черная дыра в квадрате».
«Луна» пообщалась с популярным стрит-арт художником Lonesome_Grass и попыталась узнать, где есть искусство, а где вандализм, как улица становится «новым музеем» и при чем тут интернет.
«Я живу проще: я делаю, я ищу»
Уличный художник, известный под псевдонимом Lonesome_Grass, работает в жанрах тотальной инсталляции и паблик-арта. Его работы — тележка из супермаркета, установленная на большом камне около магазина OBI, или статуя с камерой видеонаблюдения вместо головы — часто можно увидеть в соцсетях. Как поясняет сам автор, для него тотальная инсталляция — это самый «понятный и органичный жанр».
— Есть ли у вас какие-то источники вдохновения? Может быть, на кого-то равняетесь?
— Источников вдохновения масса, и в первую очередь, как бы очевидно это не прозвучало, это сама жизнь. Если говорить про художников, я ценю многих авторов. Очень люблю Ай Вэйвэя (современный китайский художник и архитектор — здесь и далее прим. «Луны»), Ильи Кабакова (советский и американский художник, представитель московского концептуализма), Микеланджело Пистолетто (итальянский художник), братьев Чепмен, многие работы Марины Абрамович и массу других, совершенно разных замечательных художников. Очень люблю старые журналы «Декоративное искусство» и «Наглядная агитация», первые безумные номера журнала «Птюч», очень люблю Александра Маккуина и Саньтьяго Колотраву, серию игр TES (The Elder Scrolls) и сериал «Южный парк».
— В других интервью современные художники выразили мнение, что стрит-артом может заниматься любой человек, даже без должного образования или таланта. Как вы думаете, это так?
— Искусством может заниматься любой человек, физических ограничений на это почти нет. Мы часто переоцениваем феномен искусства, романтизируем его, воспринимаем ретроспективно, сравнивая себя с великими предшественниками. Отсюда возникает ощущение священной истории. Художники задаются вопросами — достойны они или нет? Я живу проще: я делаю, я ищу. Не все, что я сделал, мне нравится, с чем-то я расстанусь, к чему-то вернусь.
О деньгах и хулиганстве
В начале октября картина известного английского стрит-арт художника Бэнкси была продана на аукционе почти за 10 миллионов фунтов (более 636 миллионов рублей). Современное искусство приносит своим авторам деньги, но, по опыту Lonesome_Grass, для многих уличное искусство по-прежнему остается лишь увлечением.
— Можно ли обеспечивать себя с помощью стрит-арта?
— Я не пробовал себя обеспечивать стрит-артом, для меня, если можно так выразиться, это хобби. Для многих сейчас хобби важнее работы, оно помогает побыть собой. Счастлив тот, кто получает деньги за любимое дело, но ничто не бывает просто так, и логика заработка запросто может угробить любое увлечение.
— Где, по вашему мнению, заканчивается стрит-арт и начинается вандализм?
— Искусство всегда вандализм в прямом и переносном смысле, спросите об этом хоть Бернини, переплавившего дюжину античных скульптур на балдахин собора святого Петра. Конечно, скорее всего, это легенда, но желание сохранять и восстанавливать памятники культуры появилось в Европе не так давно, про другие части света я молчу. Записывание фресок, перелив скульптуры, перестройка храмов и дворцов — все это часть истории искусства. В переносном смысле современный художник постоянно перерабатывает образы и фрагменты искусства, расчленяет и собирает заново.
Возвращаясь к теме своих работ, Lonesome_Grass отмечает, что сейчас для многих зрителей наиболее органичной является «коммунально-юридическая парадигма восприятия нелегального искусства».
— Очень много вопросов даже не этического, а именно коммунально-юридического характера. Например, «откуда украл тележку, и кто ее будет снимать?» «где дерево вырвал?», «кто снес голову скульптуре, и кто за это ответит?» И внезапная претензия — «почему не помог восстановить?» То есть огромная масса людей воспринимает стрит-арт как исключительно вандализм, а граница между стрит-артом и вандализмом, как и всякие другие границы в культуре, проходит в восприятии. Ну и конечно, в уголовном и административном кодексах.
— А может ли Петербург претендовать на звание столицы стрит-арта?
— Не могу сказать на этот счет ничего. Я почти не путешествовал по России, из Петербурга гораздо проще съездить в Европу, чем отправиться в другой город. Поэтому, увы, сложно сравнивать. Да и в стрит-арт тусовку я не включен, если таковая в принципе существует. Возможно, столица стрит-арта в России появится позже. Однако сейчас можно смело говорить, что в нашей стране есть несколько особенно ярких деятелей современного искусства, работы которых выходят на мировой уровень. Достаточно вспомнить фотографии петербургской фотомодели и художницы Елены Шейдлиной или работы дизайнера-каллиграфа Покраса Лампаса.
Но всех современных художников объединяет одно — интернет. Современные средства коммуникации и социальные сети сильно изменили облик искусства и стрит-арта.
На мой взгляд, во многом благодаря распространению смартфонов и Инстаграма произошел момент перехода от восприятия уличного пространства как территории анархии, протеста, свободы к восприятию улицы как нового музея. Просто художник и уличный художник — это два разных явления. Сейчас человеку необязательно ехать, находить или заставать произведение искусства вживую. Достаточно знать, что оно было на улице. Это как бы придает ему некий сакральный статус.
Благодаря современным технологиям появилась масса явлений современного стрит-арта: гиф-граффити, игры с дополненной реальностью. Художникам стало проще общаться, общение в сети ни к чему не обязывает, не обязывает вступать в тусовку. Стрит-арт, таким, как мы его знаем, вряд ли был бы возможен без социальных сетей и интернет-медиа.
Урбанизм, философия и мертвые деревья
Одна из последних работ Lonesome_Grass — инсталляция из мертвого дерева, установленного на парковке в спальном районе.
— Мне нравятся мертвые деревья, часто даже мертвыми они продолжают стоять, присутствовать среди живых. Помещая их в разный контекст, я придаю новое звучание месту, новый смысл. Мертвое дерево на парковке — логическое продолжение инсталляции с мертвым деревом на газоне.
— Смерть посреди жизни, отчуждение, одиночество в толпе — вот основные мотивы работы. Если вы заметили, это дерево на парковке гигантского жилого комплекса. В таких комплексах живет огромное количество людей, до тысячи в одном подъезде. А ведь многие не знают соседей, не встречаются с ними годами, не мыслят и не видят дальше порога своей квартиры. Они всю жизнь живут и умирают рядом со случайными и чужими людьми — для меня это основной мотив.
Но также в работе можно найти урбанистические и экологические мотивы — асфальтовые поля под окнами этих домов воистину «прекрасны». Само дерево я взял неподалеку. Там, где сейчас идет стройка. Просто принес его и поставил, благо корни остались.
Андрей Кондратьев