В начале этого года одна из крупнейших международных консалтинговых фирм Великобритании заявила об исключении университетского диплома из своих критериев отбора. В компании, занимающейся трудоустройством выпускников экономических и юридических вузов, это решение объяснили отсутствием доказательств, что успех в университете может свидетельствовать о достижениях в дальнейшей профессиональной жизни.

29377_l

«Наше внутреннее исследование, проведенное на основе результатов, полученных от 400 респондентов, показало, что отбор студентов, основанный исключительно на их академической успеваемости, оказался слишком тупым подходом к подбору персонала, — заявила Мэгги Стиллуэл, управляющий менеджер компании Ernst & Young. — Университетская квалификация как и прежде будет приниматься во внимание, поскольку остается важнейшим фактором при оценке кандидатов в целом, однако ее отсутствие больше не будет выступать в качестве барьера, чтобы перейти порог нашей двери».

Раньше диплом действительно был одним из важнейших условий для поиска работы и начала карьеры. В любой профессиональной сфере он требовался формально, поскольку воспринимался работодателем как признак того, что у человека имеются необходимые знания, которые он способен как-то применить в своей рабочей практике. Кроме этого, диплом — это своеобразный знак качества. Мы, скорее, сделаем выбор в пользу сертифицированного товара, нежели остановим свой выбор на продукте, который может ничем не уступать по характеристикам, но качество которого не будет подтверждено документально. В похожей ситуации находится и работодатель, набирающий сотрудников в свою компанию.

Однако с падением качества университетского образования, свои сигнальные функции перестает играть и диплом. В 21 веке, когда молодой человек сам выбирает свое предназначение, процесс получения диплома часто оказывается для него настоящей волокитой. На протяжении четырех (минимум) лет студенты находятся в устаревшей, скучной и деградирующей системе высшего образования. Они тратят лучшие годы своей жизни, а взамен не получают никаких гарантий дальнейшего трудоустройства.

1-r02q17ggcoyh3jyjnnqoda

Университет в самом редком случае дает возможность еще во время обучения примерить на себя ту профессию, которую выбрал для себя студент. Для этого банально нет времени. Но у будущих специалистов нет и денег. Стипендии совершенно не способны обеспечить им хоть какую-то сносную жизнь. Именно поэтому они встают за прилавок, берут в руки подносы, изучают устройство кофемашины и зарабатывают, как могут. Такой вид занятости часто оказывается намного привлекательнее работы, на которую рассчитывали бывшие абитуриенты. В результате многие из них на долгие годы застревают на хорошо оплачиваемой работе, которая совершенно не соответствует их квалификации.

Ситуацию с вузами усугубляет и то, что в сфере образовательной политики сегодня объявлен тренд на рабочие специальности. Единый банк Центра занятости в Петербурге, например, сообщает о том, что практически 70% размещенных там вакансий — рабочие. Сейчас рынок труда переполнен гуманитариями. Об это прекрасно наслышаны и рекрутеры, и работодатели, да и сами молодые специалисты.

12-povar-kopiya

Когда-то отправиться в вуз считалось элементом престижа, а в техникум — нет, теперь все кардинально изменилось. Абитуриенты и их родители прекрасно осознают, что в стране востребованы инженеры и квалифицированные рабочие, а значит, за ними будущее. Да и зарплаты у них намного выше, чем у бесчисленных экономистов, юристов и филологов. Рабочие профессии уже не вызывают былых насмешек, потому что не имеют ничего общего с тяжелой физической нагрузкой и грязными условиями труда. Сегодня квалифицированные специалисты работают с электроникой и современной техникой, а их труд ценится очень высоко.

Однако университет все еще полезен как автономная среда общения, в которой практикуется общая профессиональная подготовка, формируется необходимый понятийный аппарат и происходит систематизация знаний. Кроме того, вузы способны привлекать в научную среду бизнес. Передовые научные исследования, которые происходят на базе научных центров в университетах, так или иначе не остаются без внимания государства и предпринимателей. Наиболее успешные разработки и проекты притягивают инвесторов, а молодые научные сотрудники получают гранты для дальнейших исследований.

shutterstock_173243306-1030x686

21 век — это век выбора и возможностей. Сегодня компетенции оказываются намного важнее диплома. В эпоху интернетизации, когда кандидат может просто отправить свое портфолио, достижения и рекомендации работодателю напрямую, необходимость в дипломе отпадает сама собой. Такая форма взаимодействия с нанимателем является новой формой подтверждения собственной компетентности. Важную роль в этом играют и образовательные онлайн-площадки. Такие платформы, как Coursera, edX, «Универсариум», «Постнаука», «Арзамас» и другие, уже доказали свою состоятельность, потому что полученный там сертификат о прохождении онлайн-курсов вполне серьезно рассматривается кадровиками и работодателями.

Университетские дипломы тоже могут вернуть себе этот статус, но сперва необходима серьезная реструктуризация вузов. В процесс подготовки специалистов пора вовлекать потенциальных работодателей, а для наращивания практических навыков использовать не академические, а реальные, аутентичные рабочие площадки. Более того, студентам нужно дать возможность работать по профессии не только в период летней практики, но на всем этапе обучения.

Сам образовательный процесс должен стать более гибким. Нужно отойти от закостенелости учебных программ и позволить студентам самим решать, какие курсы они считают для себя важными и готовы посещать, а какие нет. И студенты, и работодатели должны стать законодателями в стенах университета. Вуз должен подстраиваться исключительно под их запросы, потому что диплом нужен не учебному заведению или университетским преподавателям, а в первую очередь тем, кто в нем действительно заинтересован, — студентам и работодателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *