Петербург — город на Неве, который несомненно вызывает ассоциации с реками, каналами и Финским заливом. Большинство тех, кто приезжает сюда, мечтает прокатиться туристическим маршрутом по Мойке и Фонтанке, застать развод мостов и сделать пару кадров на память. Всё это, конечно, очень сказочно и романтично, но пешие прогулки вдоль набережных никто не отменял. Людям по-прежнему хочется наслаждаться красотой заходящего над Петропавловкой солнца и прислушиваться к шуму волн, разбивающихся о каменный берег. К сожалению, вместо шума волн, отчётливо слышен шум проносящихся мимо машин. А если вспомнить набережные европейских городов, на газонах вдоль которых загорают местные жители и туристы, хочется воскликнуть: «Ну почему так?!»
Например, дорогу вдоль реки Сены в Париже сделали полностью пешеходной ещё в 2016 году. Раньше каждый день по дороге Жоржа Помпиду проезжали около 45 тысяч машин — это сильно загрязняло воздух в центре города, поэтому мэр столицы Франции принял решение закрыть проезжую часть и обустроить зону для пеших и велопрогулок. В Берлине вдоль набережных рек Хафель и Шпрее, а также вдоль каналов Тельтов и Ландвер можно устроить тихую спокойную прогулку или пикник на зелёной лужайке у воды. Многие прибрежные зоны изолированы от автомобильного шума. И это вопреки тому, что Берлин — большой тусовочный город.
Вместо того, чтобы использовать петербургские набережные в качестве городских общественных территорий, здесь они выполняют роль автомобильных трасс, а многие из них застроены промышленными зданиями. А иногда так хочется провести время на набережной в своё удовольствие, абстрагироваться от городского шума, суеты и выхлопных газов. «Луна» поговорила с петербуржцами, чья профессия связана с благоустройством набережных и работой над общественными пространствами, — о водной культуре в городе и первых шагах на пути к превращению набережных в пешеходные зоны.
Алексей Онацко, партнёр компании Miles & Yards, куратор проекта «Севкабель Порт»
— Согласны ли вы с тем, что в Петербурге всё сложно с доступом к воде?
— Согласен. Удивительная в этом плане судьба у города, который появился здесь из-за необходимости доступа к морю и архитектурный скелет которого составляет водная система Невы и малых рек. Тем не менее, современная стратегия развития берегов для рекреации горожан и велопешеходной логистики вдоль воды у города отсутствует. А это очень большой задел для развития Петербурга XXI века.
— Почему у петербуржцев так мало водного транспорта, например весельных лодок и катеров?
— На мой взгляд, по нескольким причинам. Первая — очень скудная инфраструктура. Мало яхт-клубов. Большинство уничтожено и застроено жильём, новые не появляются. Нет внятной и логичной системы причалов и стоянок в городе, которыми безопасно и удобно пользоваться, которые находятся в интересных и актуальных для этого местах. Малые реки, которые ранее были судоходными, сегодня замусорены и не используются — Смоленка, Карповка, Охта, Екатерингофка. Вторая причина и следствие — отсутствие современной культуры и планов развития гражданского водопользования — лодочные станции, дома и кафе на воде.
— Недавно в городе появилась полезная опция — теперь до «Севкабель Порта» можно добраться по воде. Наверное, это начало зарождения водного транспорта в Петербурге, но для многих людей это скорее привычная прогулка на теплоходе, нежели новый способ передвижения. Может ли в городе в ближайшее время появиться водный транспорт с различными маршрутами? И будет ли он популярен среди горожан?
— Скорее всего, это не транспорт, а туристическая инфраструктура. Пока мы стремимся продемонстрировать, что новые маршруты, соединяющие центр и новые культурно досуговые площадки, — это актуально. Знаю, что Лахта-центр запланировал свой маршрут, который появится в следующем году. Константиновский дворец тоже заинтересован в том, чтобы к ним был маршрут от «Севкабеля». Заинтересована и Новая Голландия. Посмотрим, как это будет развиваться.
Оля Мнишко, активистка, плейсмейкер, участница движения «Друзья Карповки», которые добились реконструкции набережной реки Карповки
— В европейских городах люди могут гулять вдоль набережных по специально отведённым дорожкам и отдыхать на лужайке рядом с водой от дорожного шума. В Петербурге с этим сложнее. Как можно исправить ситуацию? Что необходимо сделать в первую очередь?
— Безусловно, прекрасно, что набережные Европы отданы под пешеходные зоны. Очень хочется, чтобы так было и здесь. Для начала нужно убрать машины с набережных. Это звучит как радикальная мера, и я понимаю, что на пути встретится много сопротивления. Но ведь всегда был вариант сделать ЗСД в виде тоннеля под фарватером. Тем не менее, приняли решение сделать вот такую версию, хотя тоннель не сильно дороже стоил и сохранил бы возможность обзора горизонта.
Машины нужно как-то убирать под землю, а лучше вообще пересмотреть всю транспортную политику города и сделать так, чтобы на набережных в принципе не было автомобилей. ЗСД и ВСД строятся и планируются именно для того, чтобы разгрузить центр города от автомобилей.
Надо также делать зону платных парковок. В общем, по максимуму ограничивать использование личного транспорта в пользу пешеходов. Всё не сложно и давно придумано.
— Есть ли в городе зоны, которые уже сейчас без затруднений могут стать пешеходными?
— Да, в Петербурге есть территории, которые уже можно потенциально использовать в качестве общественных зон и сделать их более приятными для времяпрепровождения. Например, набережная Лейтенанта Шмидта, у которой есть нижний уровень, где паркуются автомобили. На этой набережной уже можно благоустроить зону для отдыха и сделать её в тысячу раз приятнее, нежели она есть сейчас. И для этого не придётся делать никакой реорганизации транспортного движения. Можно начать хотя бы с этого.
— Возможно ли в ближайшем будущем сделать одну из крупных петербургских набережных доступной только для пешеходов, как это сделали с Сеной в Париже?
— Да, возможно. Я думаю, что нужно начинать с набережных Лейтенанта Шмидта и канала Грибоедова. На второй пешеходы ходят по проезжей части, потому что там их гораздо больше, чем автомобилей. И в основном эта набережная используется в качестве парковки. Возможно, её тоже следует рассмотреть как место для полноценной пешеходной зоны. Я имею в виду участок от Невского проспекта до Спаса на Крови. Проезжая часть там не нужна. А вообще, все наши прекрасные реки и каналы можно использовать в качестве пешеходных зон.
Олеся Гаврилова