Разглядывать город с крыши и забегать под видом местного в красивые парадные — экзотика для туристов и классика для петербуржцев. Но далеко не все готовы безвозмездно пускать желающих полюбоваться лепниной или чугунной винтовой лестницей. Сколько сейчас стоит двадцатиминутное пребывание в парадной, куда все еще можно пронырнуть бесплатно и на что идут «пожертвования» посетителей, — в материале «Луны».
С чего все началось?
Первой парадной, куда запретили бесплатно заходить туристами и зевакам, стала Ротонда. Этот трехэтажный жилой дом находится по адресу Гороховая, 57 и построен в конце XVIII века. История парадной, по легендам, связана с рок-культурой 80-х. Поговаривают, что там играли Цой и Кинчев. В последствии Ротонда стала своеобразным местом паломничества сначала для петербургских обожателей «группы крови на рукаве», а затем для вандалов. Стены парадной исписывали цитатами, граффити и желаниями, на полу оставались осколки бутылок и иногда даже шприцы. Местным это надоело, и пять лет назад они собрали подписи и объявили свою парадную «мини-музеем», за вход в который указали сумму «рекомендованного пожертвования» — от 70 рублей. У Ротонды есть свои администраторы, четкий режим работы и даже паблик, где все это указано. Сейчас здесь проводят «Вечера поэзии», а раз в год жилой дом становится одной из станций «Ночи музеев».
Что происходит сейчас?
В конце весны опыт переняла парадная «Ромашка» на улице Ломоносова. В прошлом — дом купца Елисеева, сейчас — жилая многоквартирка с классическими коммуналками и сетевыми мини-отелями по соседству. Путь к своеобразной монетизации парадной был похож на «ротондовский»: красивое место с историей, большой поток людей, групповые экскурсии, шум и грязь. Жильцы взбунтовались и обратились к ООО «Союз домовых советов», чтобы юридически заверить превращение парадной в «мини-музей». Теперь на входе вас встречает консьержка, которая протягивает на подпись договор, где указано, что вам предоставляют во временное пользование «общее имущество для проведения экскурсионных программ, фотосессий, съемок и др». Разговоров о «пожертвованиях» нет, здесь уже конкретные расценки: в выходные, например, пройти одному человеку выйдет 130 рублей, а иностранцу — 250.
На что идут полученные деньги?
«Мы принимаем только перевод на расчетный счет, никакой налички. Деньги уходят в „Союз домовых советов“, а потом распределяются на нужды дома. Сейчас, например, мы отмыли парадную, покрасили и починили входную зону. Ну и на содержание консьержа деньги тоже оттуда берутся», — рассказывает все та же консьержка из «Ромашки».
Председатель совета Ротонды рассказал, что за первый год введения пожертвований у них накопилось около 100 тыс. рублей, которые, естественно, никуда кроме как на облагораживание территории дома не тратятся.
А если я не хочу платить?
Вас вправе не пустить. Если вы не местный житель, конечно же. Однако в «Ромашке» два мини-отеля, из-за чего некоторым удается проскочить под предлогом «я на ресепшен, мне только спросить». Но хостелы, по словам консьержки, должны съехать до первого октября из жилого дома в связи с недавним постановлением, запрещающим отели в жилых домах. «Они здесь уже незаконно. Если не съедут, мы им поможем», — говорит консьержка Еще хранительница порядка и казны на Ломоносова, 14 уверена, что знает абсолютно всех жильцов в лицо и всегда вычисляет «нездешних», поэтому пройти незамеченным невозможно: «А если вы в гости к кому, то я всегда могу набрать нужную квартирку и уточнить».
А как у других?
В Петербурге по-прежнему остается множество старейших парадных с лепниной и вензелями, куда вход свободный. На эту тему есть даже инстаграмные путеводители — paradnye.
Но такая перспектива монетизации истории города мало кого радует, кроме жильцов и консьержей. Платное и регламентированное по времени посещение «памятника культурного наследия народов РФ», которым и является «Ромашка», напрягает некоторых людей не своим мизерным «пожертвованием», а фактом оплаты городской красоты.
В Тбилиси, к примеру, тоже есть немало красивейших и старейших парадных с витражами и фресками. Однако грузины денег за вход в их «мини-музеи» не берут. Они обходятся объявлениями, где на трех языках пишут, что рады любым гостям, только бы не мусорили, не пили и не шумели, иначе — полиция. А в целом — любуйтесь на здоровье.
Мария Кокоурова