Лето — время впечатлений. В выходные их лучше черпать из природы и активной деятельности, но выставки июня заряжают не хуже, чем озеро Ястребиное. В программе — лифчики в духе малых голландцев, сохраняющие впечатления подушки и переосмысление мифических образов в ироничном ключе. Парадоксальность на максималках: в Эрмитаже — выставка одной картины, а Русский музей достаёт из запасников целых шесть работ Архипа Куинджи. Приобщиться к искусству чуть полнее можно на арт-аукционе «Дешёвка». Телесность тоже будет на максималках. Художница Алёна Терешко раскрывает совсем свой взгляд на тело, а Гурген Петросян рассуждает про чувства женщин.

Сложно всё это передать — надо видеть.


Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860‒1910-х годов из собрания Русского музея

В Русском музее покажут фотографии Санкт-Петербурга и его окрестностей из 1860‒1910-х годов. Это работы, созданные на стеклянных пластинах — это одна из первых технологий изготовления отпечатков. Технология трудоёмкая, поэтому каждый кадр выверен до мелочей — и впечатление это всё производит удивительное. Кроме видов Петербурга, на выставке покажут фотографии из жизни знаменитых дачников, в том числе художника Ильи Репина.

С 30 мая до 26 августа, Строгановский дворец (Невский пр., 17). Билеты от 300₽.


Пётр Швецов. «Не то, чем кажется»

Порой бывает, что художника преследуют образы, увиденные им во сне. Нельзя точно сказать, повезло ли Петру Швецову, но однажды, в далёком 2008 году, ему во сне пришёл образ свисающего с бельевой верёвки женского белья. С тех пор художнику приходится продолжать серию «Бельё». По духу это напоминает натюрморты малых голландцев — лифчики, комбинации и чулки написаны с глубочайшим вниманием к их полупрозрачности и самости. Подчёркивается это чёрной пустотой фона. Добавляет очков к завораживанию зрителя переплетение бретелек и кружева.

C 28 мая до 20 июля, Галерея Марины Гисич (наб. Фонтанки, 121). Вход свободный.


«Реальность Управления Образами»

Образы — интересная штука: вот ты его создаёшь, вот ты его наблюдаешь, вот он теряет смысл. Мы бесконечно пребываем в процессе интерпретации и создания образов. Работы на выставке в ДК Газа — про изменение течение событий и пребывание в настоящем. Участие принимают 15 художников, подходящих к образам и анализу своего творчества диаметрально противоположными методами. Завершится всё 8 июня арт-аукционом «Дешёвка», провоцирующим беседу о том, что можно купить искусство, но душевную составляющую не купишь ни за какие деньги.

До 8 июня, Креативный кластер «Дом Культуры» (пр. Стачек, 72). Вход свободный.


Крым в произведениях Архипа Куинджи

Некоторые настолько любят Архипа Куинджи, что готовы на кражу. Куинджи, в свою очередь, настолько сильно любил Крым, что был готов писать его бесконечно. Бесконечность, правда, не поместилась в Садовом вестибюле Михайловского дворца: там выставлены всего шесть работ, включая ту самую картину «Ай-Петри». Не оставляем надежд, что однажды Русский музей покажет все работы, полученные в дар от Общества имени А.И. Куинджи.

До 10 июня, Русский музей (Инженерная ул., 2–4). Билеты от 500₽.


«Жизнь как метафора»

На выставке «Жизнь как метафора» МИСП представляет работы сразу трёх художников: Татьяны Назаренко и Игоря и Алексея Новиковых. Татьяна Назаренко выстраивает в своих картинах театрально-гротескный мир, наполненный парадоксальными событиями, и стремиться к экзистенциальной образности. Кое-где у неё страшновато, но это плюс, потому что провоцирует на размышление о кризисности бытия. Стиль Алексея и Игоря Новиковых отличается разительно (Игорь — сын, Алексей — отец). Игорь вроде бы наследует традиции культуры авангарда, но вплетает её в романтично-праздничную атмосферу. Алексей Новиков полностью опирается на народно-фольклорное искусство, мечтая о национально-сказочном духе. Всё вместе это создаст в МИСПе атмосферу лёгкого бреда и отстранённости. Выставка «Жизнь как метафора» займёт все три этажа музея.

С 12 июня до 21 июля, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (наб. канала Грибоедова, 103). Билеты по 150₽.


Три петербургские коллекции

В России коллекционирование искусство — важное и почитаемое занятие (вроде бы), но после революции собирательство пришлось начинать заново. Есть три семьи, обладающих особенными коллекциями — Палеевы, Березовские и Наумовы. Для выставки в Русском музее они представили произведения живописи, графики, театрально-декорационного и прикладного искусства. Среди них — более 400 произведений Айвазовского, Врубеля, Петрова-Водкина, Серебряковой и других уважаемых русских художников.

С 11 апреля до 10 июня, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2). Билеты по 500₽.


Алёна Терешко. «Суперпозиция»

Как выглядят тела в искусстве? Обычно это взгляд со стороны — и на чужое тело, и на своё. Даже автопортреты — и те показывают автора, как будто бы он сам смотрит на себя с расстояния в метр-два. Алёна Терешко, выпускница кафедры монументально-декоративной живописи Академии Штиглица и лауреат премии Курёхина 2017 года, возводит телесность в абсолют, и исследует собственное тело без зеркал и отстранения — исключительно сверху, так как смотрит на себя каждый день. Это не наброски с рук или ступней — она запечатлевает непосредственно движение. Этим проектом Терешко раскрывает самое интимное: свой взгляд на свою пластику. На выставке представлены живопись, графика и видео-арт — и всё это дополняет друг друга.

До 15 июня, NAME GALLERY (Большая Конюшенная ул., 2). Вход свободный.


Гурген Петросян. Dividuum

Гурген Петросян — московский художник из Еревана. Он исследует связь телесности, мифа и потребительского отношения. На выставке в «Эрарте» представлены три серии художника. Серия «Герои и боги» показывает располневших древних богов, превратившихся в продукт общества потребления. «Модели Ива Кляйна» — отсылка к работам Кляйна: он брал в качестве материала к своим работам синие женские фигурки, и безжалостно их сплющивал. Серия вышла про чувства женщин, протест, сопротивление и непринятие. Последняя часть, «Красные» — тоже об утрате человеческого и индивидуальное и о проживании боли. Всё целиком превращается в акт рефлексии о времени и вечном.

До 16 июня, «Эрарта» (29-я линия Васильевского острова, 2). Билеты по 550₽.


Олег Вуколов в Русском музее

Олег Вуколов много чего делает для русского искусства, но в его творчестве есть элемент, поражающий воображение. Это подушки. Очень много подушек. Кажется, что Олег Вуколов горит подушками. Он чувствует их. Он чувствует, как подушки фиксируют и впитывают происходящее. Он видит, как подушки отражают сияние звёзд и галактик. В общем, вы поняли: это сверхъестественные, невероятные подушки. Им точно стоит уделить время. А ту, на которой вы сейчас лежите — покиньте, пожалуйста, это совсем не то.

До 17 июня, Русский музей (канал Грибоедова, 2). Билеты по 500₽.


Эпическая сила. Мифические рыла

Художники всех времён и народов обожают трактовать мифы и истории на тему религии по-своему. Колдовским Художникам (КОЛХУИ) показалось несправедливым то, что обычно берутся древние мифы и древние боги, так что они взялись за дело по-своему. В их работах развиваются сюжеты как о Кащее Бессмертном, так и о Бэтмене. Всё исполнено, конечно, в шутливо-ироничной манере: Анубис был Корги, а купидоны приобретают грузинский колорит. Современное искусство, как оно есть.

С 22 мая до 20 июня, галерея «Свиное рыло» (наб. Фонтанки, 5). Вход свободный.


Питер Брейгель Младший. «Проповедь Иоанна Крестителя». К завершению реставрации

В мире есть как минимум две работы с названием «Проповедь Иоанна Крестителя». Первая — кисти Питера Брейгеля Старшего. Вторую написал его сын в 1603 году. Питер Брейгель Младший подражал работе отца, но оставался верен своей манере в передаче лиц. Зачем, спрашивается, выставлять на выставке только одну работу — да-да, только одну? Всё дело в том, что наконец-то закончена реставрация. Чтобы это произошло, пришлось проделать множество научно-технических исследований. В итоге полотно чисто, как в первые дни после создания — можно разглядеть мельчайшие детали. И это удивительно: тонкость работы Питера Брейгеля Младшего поражает.

Да, это не шутки: на выставке действительно экспонируется одна и только одна работа.

До 30 июня, Дворец Меньшикова (Университетская наб., 15). Билеты от 300₽.


Боги, люди, герои

В первом веке нашей эры вулкан Везувий взорвался, и античная жизнь, считай, закончилась. Зато пепел сохранил эту жизнь почти в первозданном виде. В Эрмитаж привезли более 200 античных работ — фрески, мозаики и скульптуры. Это совместный проект Национального археологического музея Неаполя, археологического парка Помпей и Эрмитажа, в котором тоже есть огромная «помпейская» коллекция. Покажут мраморную «Голову Юпитера», бронзовую статую Аполлона, «Нереиду на морской пантере» и другие редкие объекты. Это шанс наконец-то увидеть, как же на самом деле жили люди в то время и чему сопереживали.

С 19 апреля до 23 июня, Эрмитаж (Дворцовая пл., 2). Билеты от 300₽.


Матта и четвёртое измерение

Роберто Матта — один из последних представителей сюрреализма. Умер он всего лишь в 2002 году, так что это по-настоящему современное искусство. Это первая выставка Роберто Матта в России, на неё привезли почти сотню работ из двадцати трёх частных коллекций.

В своих работах Роберто Матта экспериментировал на стыке искусства и науки, но художником себя не считал: «Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть»». Четвёртое измерение — ключевой аспект его творчества: по мнению Роберто, четвёртое измерение дополняет третье чувством пространства, времени и движения, что необходимо для полного осознания мира.

С 10 апреля до 30 июня, Главный Штаб (Дворцовая пл., 2). Билеты от 300₽.


Банда симулянтов / ДЖЕЙ 10

Александр Дашевский уже десять лет сотрудничает с галереей Anna Nova, и его новая выставка — «ироничный байопик о собственной художественной практике». По замыслу автора, это третий эпизод остросюжетной саги о творчестве художника. Он посвящён мутациям классического картинного формата. Название выставки происходит из «Похождений бравого солдата Швейка», а именно эпизода, в котором собаки съели своего хозяина. Эту смерть Дашевский воспринимает как символическую смерть живописи, и в своём творчестве он живопись «воскрешает». Александр создаёт работы, похожие на мумии: сложная форма обтягивается холстом, а сверху наносится живопись, и вся эта многослойность напоминает Франкенштейна. Всё это нарочито избыточно — совсем как фильмы про ковбоев.

«ДЖЕЙ 10» — это дополнение к основному проекту. На этой выставке представят графические работы Дашевского, которые он делал для юбилейного выпуска журнала Booklet.

С 26 апреля до 13 июля, Галерея Anna Nova (ул. Жуковского, 28). Билеты по 250₽.


«Хоть стой, хоть падай»

Музей стрит-арта уже открыл летнюю экспозицию. Как обычно, она на месте предыдущей, безжалостно закрашенной ради нового витка уличного искусства. В выставке принимает участие примерно пятьдесят художников со всего света. Их работы объединены одной темой — «Хоть стой, хоть падай», которая вынесена в название выставки. Собрал их всех куратор Максим Има. Интересно, что часть работ делали не профессиональные граффитисты, но и, например, тату-мастера. В итоге получился очень причудливый мир, с которым и вправду непонятно, что делать — то ли ошарашенно стоять, то ли пораженно падать. И это прекрасно.

До 13 октября, только по выходным, Музей стрит-арта (шоссе Революции, 84АБ). Билеты по 400₽.


Любовь Сафонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *