Спектакли петербургских режиссёрок

18:23, 08.03.2019


Петербургских режиссёрок в последние годы часто номинируют на «Золотую маску» и другие театральные премии, а постановки становятся известны  за пределами города и даже страны, но не так активно обсуждаются. Редакция «Луны» выяснила, за кем стоит следить уже сейчас, и выбрала пять спектаклей, на которые можно пойти в ближайшее время.


Аустерлиц. БДТ им. Г. А. Товстоногова. Евгения Сафонова

Минималистичный и довольно короткий спектакль с 31 января идёт на малой сцене БДТ. Аустерлиц — герой романа писателя Зебальда, в пятилетнем возрасте перевезённый в Великобританию с другими еврейскими детьми, пытается узнать судьбу своей семьи на родине спустя много лет. Спектакль — не просто драматическое переживание проблемы холокоста, войны и потерянной истины, а размышление о памяти, её возможностях и судьбах отдельных людей, которые часто только в ней и сохраняются. Текст Зебальда о поиске себя в мире избыточной информации и скрытых истин и режиссура и сценография Сафоновой — пытается дать новые ответы на вечные вопросы собственной идентификации.


Медея. Театр им. Ленсовета. Евгения Сафонова

«Медея» — спектакль той же режиссёрки, но в другом театре. Античный сюжет, трагическая история о колхидской царевне-волшебнице, бежавшей с возлюбленным из родного дома и убившей брата и отца, но в итоге преданной им. После этого предательства Медея убила и двух своих детей от него, так как хотела заставить возлюбленного страдать. В постановке этот сюжет раскрывается на сцене с минимумом декораций, но точным изображением человеческой боли и мучения. Реалистичность эмоций, переданных через зрительные образы, драматическая музыка, полумрак и сценография создают ощущение человеческой трагедии и ужаса, иногда полного сумасшествия. В спектакле нет привычной греческим трагедиям крови и вражды, но появляется потребность в сопереживании и обращение к каждому зрителю.


Фунт мяса. БДТ им. Г. А. Товстоногова. Настасья Хрущева (автор текста и композиторка)

Как поставить одну из самых странных пьес Шекспира на современной сцене и обсудить феминизм, патриотизм, сексуальные меньшинства и государственность в одном действии? Сюжет пьесы — ростовщик даёт взаймы купцу сумму денег, но может вырезать из его тела фунт мяса, если долг не будет возвращён в срок. Действие в видении Настасьи Хрущевой и соавторов превращается в шуточный карнавал, балаган, праздник с абсолютно современными героями и костюмами, а довольно жуткий сюжет в сочетании с реалиями XXI века становится художественной акцией или даже перформансом. Рассадка в партере свободная, в спектакле используется ненормативная лексика — всё это уже привычно зрителю.



Я Басё. Упсала-Цирк. Яна Тумина

Этот спектакль Яны Туминой, три раза номинированной на «Золотую маску» в этом году — по мотивам хокку, японских трехстиший, поэта Мацуо Басё. Акробатическое медитативное представление — завораживает и может изменяться, реакция зрителя определяет, что происходит на сцене в этот раз — цирк, спектакль или что-то совершенно новое. «Упсала-цирк» — театр, в котором дети и подростки с особенностями развития и без них играют живые и цепляющие глубиной переживаний и образов спектакли. «Зиме вопреки вырастают из сердца бабочки крылья» — этот эпиграф из Басё отражает и ожидания от спектакля, и его настроение, и красоту, и особенную чуткость и теплоту повествования.



Комната Герды. Театр «Особняк». Яна Тумина

Главное событие сезона в области театра кукол и пять номинаций на «Золотую маску» — знакомая история о Герде, которая ищет Кая. Но что, если все это происходит в одной комнате и в голове девочки? Кукольный театр уже давно не кажется смешным или детским, а постановка Туминой считается лирическим хоррором. Здесь и жуткие маски-куклы, и психологические проблемы, и несколько личностей в одном теле, и замкнутость пространства и зацикленность на собственных переживаниях — история «по мотивам» и рассказанная современным языком о знакомом. Где же находится Кай? Не зря ли Герда искала? Жива ли она в своей маленькой комнате? Зрители свободны в трактовках, а постановка — ещё одна возможность для размышления о себе и своём месте в мире.


Полина Чечерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: