Внезапная победа Дональда Трампа на президентских выборах США буквально взорвала соцсети. В день объявления итогов голосования чуть ли не каждый пост в Facebook был посвящен этому событию. Но среди бесконечного потока мемов, шуток и разбора дебатов, некоторые начали понимать, что Трамп подложил эту бомбу в социальные медиа сам.
Аналитики всех мастей до сих пор ищут причины его победы. Одни говорят об усталости рэднеков от приевшегося истеблешмента. Другие — о запросе американцев на перемены. Третьи — о том, что Трамп на фоне Клинтон выглядит более искренним и близким обывателю. CNN, например, насчитал аж 24 таких причины.
Споры о том, почему же Трамп взошел на трон, не утихнут еще очень долго. Так же долго будет настаивать Клинтон на пересмотре результатов выборов. Но ясно одно: Трамп — президент эпохи соцсетей. Пока Клинтон была уверена в своей заочной победе, Трамп вкладывался в smm.
В социальных сетях он распространял свои идеи напрямую, а не тратился на «традиционную» рекламу на телевидении, в газетах и на билбордах, как это делала его соперница. Во время предвыборной гонки Трамп потратил на digital 59 миллионов долларов. Хиллари Клинтон — 16. Результаты выборов всем известны.
Да даже сам Трамп, на которого сейчас в общей сложности подписаны более 35 миллионов человек, в интервью американской программы «60 минут» заявил о ключевой роли соцсетей в своей победе: «Я действительно верю в то, что Facebook, Twitter, Instagram с точки зрения числа аудитории помогли мне выиграть гонку, в которой они (демократы) потратили гораздо больше денег. В какой-то степени я доказал это на своем примере».
Пока все гадают, есть ли связь между Трампом и Путиным, и не является ли его победа на выборах результатом российского вмешательства, очевидно, что новоизбранный американский президент все-таки кое-что от нас перенял. Сам того не подозревая, он взрастил на территории США подобие наших «ольгинских троллей».
Победа Трампа на выборах вряд ли была бы возможной без работы человека, о котором мало кто слышал. Еще до объявления результатов выборов в Bloomberg вышел материал о том, как главный советник Трампа по digital Брэд Парскаль и его команда применяли в предвыборной гонке новые изощренные технологии обработки американских избирателей в интернете.
Каждый день штаб Трампа размещал по 40–50 тысяч различных вариантов одного и того же сообщения в соцсетях, проверяя, как на них реагируют пользователи в зависимости от формата платформы и выбранной риторики. Зная интересы аудитории, они могли легко и точечно транслировать контент определенного типа своим потенциальным избирателям.
Во время президентской гонки в Facebook Трампу не было равных. Все его конкуренты были далеко позади. Лидером он был и с точки зрения реакции пользователей — его посты собирали кучу комментариев, лайков и репостов. А сторонники Трампа активно троллили тех, кто критиковал его за неприемлемые в демократической среде высказывания.
Трамп брал напором, яростью, непроверенными фактами. Вокруг его персоны росла ненависть, над ним стебались. Но в этом и был его план — заставить людей делиться мнениями и вирусными видео. Такими, например, как этот предвыборный ролик:
https://www.instagram.com/p/BDBS8bYGhWr/
Журналисты обсуждали его супругу, высмеивали прическу и загар, обвиняли в расизме и сексизме. В общем, недружественные к республиканцу либеральные массмедиа делали все, чтобы в конечном итоге вывести его в информационный топ. Так Дональд Трамп стал не просто фриком, а настоящей иконой соцсетей и международным королем троллей.
За Трампа голосовал совершенно новый тип избирателя — цифровой человек. Привыкнув к сериалам, ординарности, пошлости и ток-шоу, у такого человека формируется острая потребность в сенсациях, простоте, развлечениях и шоке. Люди разного возраста, достатка, полов и рас, уткнувшись в экраны своих смартфонов и новостные ленты, транслируют в мир свои повседневные действия и оповещают окружающих о часто банальных мыслях и примитивных взглядах.
Феномен Трампа — в том, что он понял, как манипулировать такой аудиторией при помощи страха, стеба и шока. Все потому, что он и сам такой. О том, что все без исключения политики врут, знает не только Трамп, но и его избиратель. Для Трампа слова не имеют ценности и значения, поэтому он решил брать аудиторию искренностью и честной позицией. И это сработало. И это продолжает работать — после выборов его рейтинг вырос на 9%.
Но Трамп — не единственный, кто наслышан о силе digital-продвижения. О готовности сменить Трампа на посту президента в 2020 году уже заявил еще один одиозный американец — Канье Уэст. Можно только представить масштаб предвыборной кампании певца и то, во что, возможно, будет одета на инаугурации первая леди. На фоне только что прошедших выборов уже ничего не кажется абсурдным.
Конечно, во многом победа Трампа стала результатом рекордной непопулярности Хиллари Клинтон и череды громких скандалов с участием WikiLeaks и ФБР. Возможно, другой яркий политик, оказавшись на ее месте, разгромил бы Трампа, но в этой предвыборной гонке таких не оказалось.
Главное, что нужно вынести из последних американских выборов — то, что борьба с такими политиками как Трамп не может вестись приевшимися традиционными методами, а победа популистской риторики, несмотря на ее успешность, не является неизбежной. Ну и, конечно, противники кандидатов-троллей должны им соответствовать.