В Санкт-Петербурге больше 1200 выявленных объектов культурного наследия федерального значения, а вновь выявленных — больше 7300. Разумеется, это огромная нагрузка на город: все эти объекты приходится беречь и время от времени реставрировать. Тут-то и возникают проблемы — реставраторам не платят, работы проводят чернорабочие, КГИОП как будто бы и не пытается за всем этим следить. Самая известная история — с домом Бака: там рабочие испортили металлические элементы, поцарапали окна и распыляли ядовитые химикаты. Но ещё на этой неделе разгорелся небольшой скандал из-за лепнины дома на Петроградской стороне. «Луна» разобралась, что произошло с домом 17А по Малой Посадской улице.
Что это за дом
Дома 15 и 17 по Малой Посадской улице — бывшие доходные дома Шарля де Риц-а-Порта. Они построены архитектором Фёдором Лидвалем на месте кладовых литейного завода в начале ХХ века. Сейчас их считают памятником регионального значения. Дом 17 построили первым, в 1902 году. В 2001 году КГИОП включил его в список «вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Полную реставрацию планировали сделать с 2015 по 2037 год, а ремонт фасада сделали за два года — с 2015 до 2017. Если коротко, то жителям не понравилось, а КГИОП как-то не уследил. До наших дней дошёл изначальный цвет здания, метлахская плитка в вестибюлях и на лестничных площадках, латунные ручки и другие декоративные элементы.
Почему этот дом прекрасен
Дом 17 непритязательно выглядит снаружи: вроде обычный бежевый фасад в гладкой штукатурке. Но он хорош: архитектор сыграл на контрасте штукатурки и кирпичной кладки и придумал строгие, но интересные элементы фасада. Над вторым и третьим этажом была тонкая лепнина с листьями и цветами. Особую роль играют балконы разного размера. Если зайти в парадные, обнаруживаются очаровательные овальные окна и старинные перила. В доме четыре этажа, первый из которых отдан под различные заведения: всё по законам современной урбанистики.
Что произошло в процессе реставрации
Известность история с реставрацией приобрела после поста на «Пикабу». Один из жителей дома обратил внимание, что лепнина из объемной превратилась в плоскую. Жителям, конечно, не понравилось — они даже подали жалобу с требованием наказать компанию «Строительная культура», проводившую реставрацию. В пресс-службе Фонда капитального ремонта сказали, что красивая по меркам горожан лепнина была не исторической: её сделали в советское время из цемента, с нарушением технологии, а восстановлению она не подлежит. Исторической считается как раз та лепнина, которая на доме сейчас: плоская и минималистичная. Компания «Строительная культура» утверждает, что восстановление дома проводилось по историческим чертежам. Правда, проект реставрации дома не указан в списке последних проектов за три года на сайте компании.
Основная нестыковка
Пресс-секретарь Фонда капитального ремонта Тамара Панченко прокомментировала ситуацию с реставрацией дома на Малой Посадской 17А в фейсбуке: «И да, внимание тех, кто выступает про “испорченную лепнину”, я хочу обратить на год постройки здания — это советский период 1918-1930-х годов, архитекторы того времени во всем стремились к минимализму», — пишет она. Но дом построен в 1902 году, стиль — модерн, то есть не может идти речи о минималистичной лепнине. Кроме того, новая лепнина не вписывается в общей архитектурный стиль здания. Неясно, была ли проведена историческая экспертиза. Возникает вопрос, останутся ли целы все 7000 исторических объектов Петербурга с таким подходом.
Любовь Сафонова