«Это настоящая girl power». Как в Петербурге занимаются балетом в группе плюс-сайз

20:44, 04.02.2019


Балет со стороны всегда красив и безупречен, но закулисье репетиций и спектаклей не так прекрасно — чтобы попасть в индустрию, девушки должны соответствовать строгим параметрам по весу и росту. Чтобы сохранить карьеру, балерины рискуют физическим и психическим здоровьем, истязая себя диетами, утягивая грудь и постоянно контролируя питание. Но не у всех, кто хочет танцевать балет, хватает эмоциональных и физических возможностей выдерживать подобное давление, а все студии старой школы чаще всего отказывают им в уроках.

Но появляются люди, меняющие правила игры, — в 2015 году Алина Зверева из Петербурга создала собственную студию лёгкого балета Let’s ballet. Будучи выпускницей Академии русского балета, она не понаслышке знакома с атмосферой «ежовых рукавиц», царящей на балетных занятиях, и со строгостью преподавателей, которые считают себя вправе публично высмеять студентку. Именно поэтому на уроках Алины всё по-другому — ни правил, ни ограничений по возрасту и весу, ни школьной строгости, типичной для всех классических танцевальных студий.

Алина рассказала «Луне» о том, как от ненависти к себе пришла к любви ко всему окружающему и открыла балетную студию, а её ученицы — о том, как балет меняет их самовосприятие и помогает бороться со страхами и неуверенностью.

Алина Зверева, создательница студии Let’s ballet

Мама хотела найти у меня способности к музыке, рисованию, танцам, но я везде была в отстающих, особых талантов у меня не наблюдалось. И тут на прогулке наша соседка рассказала, что ведёт дочку на просмотр в Академию. Мама вспомнила, что когда-то сама поступала, но ее не взяли, и решила отправить меня туда. Я легко прошла три тура — меня взяли.

Учиться было сложно. Я никогда не была в любимчиках, поэтому от педагогов получала по полной. Как-то весь урок стояла у стенки в позиции, потому что никак не могла запомнить комбинацию. С моим телом, с балетной точки зрения, всё время происходили метаморфозы — то руки становились короткие, то голова слишком большая. Я росла и развивалась с постоянным ощущением неправильности и бесконечным желанием всё в себе изменить. Преподаватели всегда были к нам очень строги, частенько я плакала на занятиях. Это колоссальный прессинг, когда ты всё время должна быть лучшей версией себя, работать много и качественно, как машина.

Алина Зверева
Фото из личного архива

Поэтому в моей балетной группе нет дисциплины, которая была в Академии и сопровождала меня всю жизнь. На уроке я могу пошутить, рассказать историю, можно выходить из зала в любой момент, пить воду, останавливаться, когда тяжело. Для многих девчонок я скорее подруга, чем учитель. Мы вместе переодеваемся после урока, вместе завтракаем, ходим в метро и музеи.

Чаще всего девушки приходят с историями достаточно травматичного опыта в детстве — когда-то педагог в маленьком городе позволил себе отметить какие-то особенности во внешности, сказать обидную вещь, унизить, иногда даже ударить прилюдно. Ребёнок это запомнил и пронёс через всю жизнь в сердце. Такие комплексы изживаются очень долго, добрым словом, теплом и качественной психотерапией. Люди у нас в целом отвыкли от ласки, а уж в танцевальной сфере тем более. Говорят, что в танцоре должна быть спортивная злость, якобы она и ведёт к вершинам. Но я совсем так не думаю — она ведёт к неврозам и кабинету психолога.

Занятие в Музее Уличного Искусства
Фото из личного архива

После того как девчонки приходят ко мне, они меняются. В первую очередь становятся более открытыми и расслабленными. Частенько я замечаю, что кто-то изменил причёску или надел более яркую вещь, чем обычно. Бывает, они достаточно быстро теряют в весе, и это всегда для меня неожиданно, ведь это совсем не моя цель.

Пусть очень медленно, но мы уже идём к различной репрезентации обычных людей, людей с особенностями, разных людей. Почти вся моя лента в Инстаграме — это весёлые девчонки, бодипозитивные активистки, которые на примере доказывают, что можно быть далёкой от стандартов красоты и при этом очень счастливой. И это революция, это совершенно уникальное явление, наблюдать за этим безумно интересно.

Таня Абрамова, 29 лет, занимается год:

Пойти к Алине я решила очень спонтанно, особенно учитывая то, что я никогда не занималась танцами. В тот период моей жизни я очень остро нуждалась в переменах и увидела во Вконтакте объявление о наборе её плюс-сайз группы. Выбор был между тем, чтобы оставить всё как было или куда-то попробовать пойти, и тут внезапно — балет. Мне сложно сказать, что именно меня заставило тогда решиться прийти на первое занятие, — общение с самой Алиной, воля случая или же то, что со всеми балетными стереотипами и моими комплексами это было самым кардинальным способом с ними бороться.

Балет — это всё-таки тяжёлый труд, так что даже занятия один-два раза в неделю на уровне «для себя» меняют организм — тело становится подтянутым, начинает появляться осанка, прокачиваются мышцы, о существовании которых раньше даже не задумывалась. Но основные и самые важные для меня изменения — психологические. Я переборола страх заниматься на людях физическими нагрузками, который был со мной ещё со школы, появился он тогда скорее из-за реакций одноклассников, чем непосредственно от самих занятий. Я стала увереннее, мне проще контактировать с людьми, стрессы переносятся намного легче.

Для меня главное в занятиях — это определённо атмосфера, которую создала Алина. Не знаю, как точно это описать, но самыми близкими к моим ощущениям словами будут «бережное принятие» и «поддержка», что очень важно. У меня сложные отношения с собственным телом, я очень рано замкнулась и потеряла с ним некую связь, как и многие, я обладала вагоном и маленькой тележкой комплексов. Я совру, если скажу, что справилась полностью, но стараюсь работать над этим. Нужно не переставать пытаться, как можно меньше оценивать и сравнивать себя с другими и больше ориентироваться на свои желания.

Таня Русакова, 30 лет, занимается три года:

Однажды мне захотелось воплотить в жизнь все мечты, на которые не хватало когда-то времени или возможности, а балетом я мечтала заниматься с детства, но не могла из-за личных обстоятельств. Три года назад случайно увидела объявление Алины о балете за донейшн.

Раньше я тоже занималась танцами, разной физической активностью, но балет — это совсем другое. Он эстетически ближе к искусству в отличие от всяких современных и спортивных танцев, которыми до этого мне доводилось заниматься. Когда занимаешься балетом, есть ощущение, что прикасаешься к чему-то прекрасному. Здесь другая музыка, мы часто танцуем или занимаемся под современных композиторов-неоклассиков, и это тоже часть магии занятия. Мне очень приятно, что я, уже будучи взрослой для настоящего балета, могу немного приблизиться к мечте.

Татьяна Русакова

На какое-то время я переставала ходить в нашу группу и пробовала заниматься балетом с другими преподавателями, но возвращалась к Алине именно из-за атмосферы. Без преувеличения, занятия у Алины это настоящая girl power, они меня всегда очень заряжают, и не только из-за физической нагрузки. У неё настоящий дар видеть людей и заставлять каждого ученика чувствовать себя особенным для неё и вообще принимать и любить свою особенность.

Мы много общаемся и вне занятий, и на них, я очень ценю эту женскую поддержку. Занятия учат относиться к телу с уважением, понимать, что это не только внешность или фигура, а в первую очередь инструмент, который помогает мне быть сильной и даёт энергию на все мои планы и желания.
Я разделяю убеждения феминизма и бодипозитива, мне приятно, что на занятиях есть девушки самого разного возраста и комплекции. В первую очередь на занятиях ты отмечаешь свой прогресс и соревнуешься с самим собой, а не с кем-то ещё.


Полина Агеева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: