Санкт-Петербург — яркий и самобытный город, с множеством символов, легенд и образов в искусстве, поэтому совсем не странно, что петербургские предприниматели активно используют их, чтобы привлекать внимание к своим брендам и увеличивать продажи. «Луна» рассказывает о тех, кто наиболее изящно и успешно пользуется имиджем Петербурга.
Города — это не просто улицы, дома и люди. В 80-х годах XX века ученые предложили рассматривать их как продукты — работать над инфраструктурой, создавать хорошую репутацию и тем самым повышать интерес «потребителей» — туристов, потенциальных жителей и инвесторов. Стало понятно, что географическое положение города, его культурные особенности, экономика и символика служат не только для характеристики территории, — это главные составляющие ее имиджа.
В нелегкой борьбе за самый привлекательный образ кто-то преуспел, а кто-то нет. Определить победителя можно по количеству проявляемого к городу внимания, и тут Петербургу есть чем похвастаться — в прошлом году его посетили 7,5 млн человек, в России по популярности он уступает только Москве.
Город выделяется одной необычной чертой — для него не существует четкого обозначения. Берлин, например, называют столицей дизайна, Мельбурн — центром инноваций, в то время как Санкт-Петербург не имеет конкретной доминанты образа. Представление о нем составляет совокупность равных по значимости определений: это Северная Венеция в той же степени, что и город белых ночей, культуры и истории. Город ассоциируется с дождями, творчеством, известными поэтами, музыкантами и многим другим.
Неоднозначность образа может показаться минусом, однако пестрый набор особенностей служит местным предпринимателям на руку. Например, продавцы сувенирной продукции могут предложить большое количество вариантов оформления памятных предметов и привлекать клиентов с разным вкусом. Кто-то купит футболку с лицом Шнурова, кому-то милее магнит с эрмитажным котом, а некоторые предпочтут тапочки с надписью «Я люблю Питер». Так или иначе, без подарка вернуться домой будет сложно.
Имидж Санкт-Петербурга используют и местные производители косметики. Например, марка «Самосвет» называет оттенки, ссылаясь на черты города. Румяна и помады продаются в фирменных цветах: «Инженерный замок», «Вечер на Рубинштейна» и «Рассветы белых ночей».
«У нас изначально не было цели делать типичные „алые“ и „розовые“ цвета. Хотелось чего-то особенного и нового. Использование этих названий — наша благодарность городу за то, что он бесконечно дарит нам вдохновение, — рассказывает Екатерина Смольникова, основательница марки. — Мы видим большой спрос на продукты с „петербургскими“ названиями. Думаем, это здорово, что из путешествий возвращаются не магнитики и ложки, а продукты, которые будут напоминать о безмятежных днях».
Книжный магазин «Подписные издания», в свою очередь, продает карточки с иллюстрациями, рассказывающими о петербургском дожде, мостах и корюшке, блокноты с надписями, которые соответствуют настроению города. «Однажды мы исследовали рынок и поняли, что классных и стильных сувениров в магазинах почти нет. Тогда мы решили это исправить. Не думаю, что сейчас у нас много конкурентов: мы отличаемся своим стилем и следим, чтобы товары соответствовали нашей индивидуальности», — объясняет руководитель отдела оптовых продаж Павел Альбрехт.
В общем тренде и петербургские производители одежды. Так, марка Creamshop выпускает худи с изображениями Авроры и Петропавловской крепости, а на некоторых вещах можно найти трогательное признание: Culture Capital. One and only. Saint-P Apparel продают кепки и толстовки с ярлыком «Сделано в Санкт-Петербурге» и шьют мужские боксеры с принтом из якорей. А вот создателям бренда SHU сам город бесконечными дождями нашептал: делайте дождевики. Спустя время они также начали выпускать куртки и непромокаемые рюкзаки.
Их, кстати, можно украсить значками. Бренд waf-waf создает деревянные пины-портреты тех, кто прославил Санкт-Петербург. Это серьезный Достоевский и задумчивый Бродский, мечтательная Ахматова и улыбчивый Гоголь. Каждый из значков, прикрепленный на рубашку или рюкзак, помогает чуть лучше почувствовать атмосферу города. «Мы находимся в Петербурге и решили, что здорово делать сувениры с родным городом. Товарами с такой тематикой интересуются гости из других городов и стран, которые хотят увезти что-то на память с берегов Невы. Есть компании, которые фокусируются именно на сувенирной продукции. Для нас это лишь одно из не самых основных направлений, поэтому мы не пытаемся справляться с конкуренцией. Но, думаю, наше преимущество в том, что мы сами создаем дизайны и производим своими руками в сердце Петербурга, что делает их особенно значимыми», — делится своим мнением один из создателей бренда Гоша Бондарев.
Кружки, блокноты или дождевики — каждый из предметов, случайно найденный на столе или в шкафу, способен возродить яркие воспоминания о городе, а вместе с ним желание приехать снова.
Юлия Копыльцова