Как дизайнеры из СНГ выходят на зарубежный рынок?

Один из значимых показателей признания бренда — его работа с иностранными покупателями, ведь завоевать популярность у себя дома можно, пусть и сложно. Но выход на международный рынок — действительно испытание для молодых брендов.  «Луна» поговорила с несколькими успешными дизайнерами, уже сумевшими заявить о себе в модной среде, и выяснила, реально ли завоевать зарубежный рынок, будучи брендом из СНГ. 

Об идее выхода за рамки

Константин Округин, создатель Sort Company

Когда создавался Sort, я не смотрел на конкуренцию где-то на стороне, за пределами Украины. Изначально бренд был тесно связан с культурой скейтбординга, а других компаний подобной направленности у нас в стране на тот момент почти не было. По ходу развития, со временем, Sort получил довольно большой спрос в странах СНГ, по большей части именно в России. Решение о расширении на зарубежный рынок было принято не сразу, а по мере роста. Только с этого года мы начали сотрудничать с постоянными клиентами из Америки и Европы. При этом пока что я не могу сказать, что наш бренд интернациональный, хотя мы к этому стремимся. 

Роберт Воронецкий, создатель Ceremony

Зачем создавать что-то посредственное, когда можно экспериментировать с содержанием, формами и вообще делать то, что хочешь? В этом же весь смысл. Я не понимаю, как можно работать по-другому. Мы смелые. Мы часто делаем какую-то дичь, но по-своему, я не знаю, как это объяснить, у нас свой вайб. В общем, когда ты создаешь нечто радикальное, все хотят на это посмотреть, а когда это не просто радикализм, а со своими подтекстами и смыслами, — это уже не про одежду. Поэтому для нас выйти на зарубежный рынок было несложно. Если ты делаешь что-то крутое и это нравится кому-то в Японии или Англии, это можно доставить туда, в 2019 году это легко. Нам же первые заказы оттуда стали поступать, как только мы начали вести аккаунт в Инстаграме. Сейчас нас приглашают в два шоурума, один из которых в Антверпене, а второй в Берлине. Но, честно говоря, это довольно сложно организовать, особенно если учесть, что раньше мы нигде свою одежду не размещали. В общем, пока работаем над этим. 

Елизавета Самсонова, создательница Not Today

Мой бренд был создан на основе студенческих проектов, которые сами по себе всегда являются экспериментами и проявлениями свободы, так как нет ответственности и какой-либо коммерческой цели. Плюс, сделав первые капсулы, я поняла, что людям заходят более смелые и яркие вещи, нежели консервативные. На международный рынок я вышла, можно сказать, случайно: пока делала проекты в ВШЭ, где училась, мне подворачивались все более интересные заказы. Изначально я не задумывала это в концепте бренда. Просто понимала, что нужно искать деньги и спонсоров, развиваться, чтобы выйти на более широкий рынок и продаваться не только в России. В прошлом году я выиграла конкурс, в результате которого состою в консалтинговом агентстве Nob agency, которое дает мои вещи на съемки в разные журналы, в том числе и зарубежные. Его директор, Гоша Ростовщиков, один из главных байеров России, с его помощью и помощью агентства я нахожу нужных людей. 

SORT COMPАNY. Лукбук 19 «Друзья»

О трудностях в процессе

Константин

Из-за того, что потребительский спрос из-за границы только начался, нам пока нетрудно с ним справляться. В остальном же это нехватка времени, когда есть дедлайн и необходимо все закончить вовремя. Создание одежды — это очень сложный процесс работы, ведь коллекцию шьют одни люди, принтуют другие, потом еще вышивка, транспортировка, фотосессии, видео, сотрудничества… Список велик, и если в этой цепочке хоть один налажает, накроется абсолютно все. Думаю, это основная проблема сейчас. 

Роберт

Как таковых трудностей не было. Разве что технического плана: люди из Америки и Европы привыкли покупать одежду через интернет-магазины, но в условиях нашего законодательства мы до определенного момента не могли принимать платежи оттуда. Сейчас с этой проблемой разобрались и уже готовим сайт. 

Елизавета

Прежде всего, абсолютное незнание рынка. Если в России мне более или менее понятно, чего хотят люди, то за ее пределами публика совершенно другая. К тому же на тот момент мне было всего 20 лет, я еще училась в университете, и для меня многие вещи в принципе не были понятны. Составление бюджета, всякие сметы, денежные вопросы, патенты, авторское право, регистрация товарного знака… Все это энергозатратно и не очень интересно. 

Пока что я не вышла на международный рынок в полном объеме, занимаюсь этим как раз сейчас и могу сказать, что основные трудности — это заморочки с логистикой, доставкой, хорошим сайтом, на котором все будет понятно и доступно покупателю. Плюс необходимо вести Инстаграм, чтобы люди следили за брендом, для этого нужно постоянно устраивать съемки, а для них — постоянно делать вещи. Поскольку я раньше делала капсульные коллекции максимум на пять луков, было довольно сложно перестроиться со «студента» на «дизайнера» с крупными коллекциями на 40—80 выходов. 

Двигаться за рубеж тоже, с одной стороны, несложно, так как спрос всегда есть, заинтересованные люди находятся чуть ли не каждый день, но тут возникает проблема с предложением. Чаще всего они хотят поставку всей коллекции целого размерного ряда через неделю, для меня это максимально нереально, так как это стоит огромных денег из-за производства и доставки. Кстати, с доставкой сейчас немного беспокойно. Мой куратор весной отправляла посылку со своими вещами в Америку, посылка потерялась после пересечения российской границы и никак не отслеживалась месяц. Клиенты были в бешенстве. 

О стремлении к общемировой известности

Константин

Я понимаю, что нужно много работать и вкладываться в дело, чтобы добиться известности даже в одном маленьком городе. Если же говорить о мире, то все будет, просто немного позже. Для таких целей нужно расширить команду и сделать так, чтобы каждый ее участник хотел этого. И тогда все будет развиваться с большой скоростью. 

Роберт

У нас в принципе нет какого-то стремления к известности. Известность — это субпродукт, который получается, если ты делаешь что-то крутое и это находит отклик в других людях. 

Елизавета

У меня нет цели стать супер-известным дизайнером. Пока мне хотелось бы создать какое-то фэшн-комьюнити в России, в Москве в частности. Общемировая известность меня тоже не привлекает, потому что в данный момент я сосредоточена на стабилизации в России, налаживании производства. Потом — почему бы и нет. Но я просто делаю вещи, а они просто нравятся людям. 

 

Not today

Елизавета Давыдова