Петербургский эко-бренд одежды «Роса» не использует в своих изделиях кожу, мех, кашемир и шелк. Остатки тканей или фурнитуры они не выбрасывают, а создают из них новые вещи или добавляют в уже готовые. «Луна поговорила с создателем бренда Ниной Звездиной и узнала, почему увеличивать количество изделий она не планирует даже при нарастающей популярности, что мешает создавать вещи полностью экологичным и какие еще есть способы эко-утилизации остатков производства.
Первоначально у меня не было цели создать эко-бренд. Я просто хотела, чтобы мои изделия увидел мир, и на каком-то подсознательном уровне ткани были натуральными. Потом я перешла на веганство, после фильма «Земляне», кстати. Стала пересматривать многие аспекты жизни и начала экологизировать бренд под новые запросы — как свои, так и общества.
Я делаю пальто без шерсти. Сейчас подобной одежды мало, особенно качественной. У меня очень быстро заканчиваются вещи, которые нужны в этом сезоне, и чаще всего это верхняя одежда. Особенно если угадать с цветом, то разлетается моментально. И у меня очень малое количество изделий, которое я не планирую увеличивать. Это определенные риски. Я не хочу выбрасывать свою одежду или сжигать, как делает люкс. В то же время не хочу уходить в минус или в ноль. И еще у человека появляется возможность купить эксклюзивную вещь и не ходить в том, в чем полгорода ходит, как в случае с масс-маркетом.
В «Росе» покупатели любят вещи, сшитые из остатков. Иногда за пять минут улетают рубашки комбинированных цветов или пальто и всякие такие изделия в стиле апсайклинга. Романтика в том, чтобы не специально их шить такими, а именно из остатков, экспериментировать и находить новые идеи.
Я поддерживаю и покупаю то, что может пойти на свалку. Почти всегда закупаю ткани в стоках — остатки от каких-нибудь европейских магазинов. Но в целом сами ткани не на 100% экологичны. Пока я не использую органический хлопок, или крапиву, или коноплю, потому что эти ткани невероятно дорогие. От двух тысяч за метр. Представьте, сколько может стоить платье, если только ткань выйдет на 6—8 тысяч — его никто не купит.
Сейчас я не вижу сильных отличий в ценнике у моего бренда и брендов масс-маркета, у той же «Зары» и «Манго» ценник такой же. Но есть одно очень важное как для меня, так и для потребителя, отличие: мою одежду и одежду других локальных брендов не шьют рабы за доллар в день в адских условиях. Да и рубашки с теми же силуэтами или вельветовые рубашки в таком количестве цветов я нигде не видела. Думаю, что цены можно будет уравнять, только если масс-маркет будет справедливо оценивать труд тех людей, которые шьют для него одежду. Тогда в масс-маркете они поднимутся и сравняются с локальными брендами. По-другому, к сожалению, никак.
Но есть проблема и в системе. У нас в стране не принято оплачивать труд людей справедливо, поэтому никто не хочет платить больше. Сначала босс не хочет нормально платить работникам, а потом уже они не могут объективно оценить труд человека, который сделал для них вещь, и банально не могут себе многое позволить. В этом огромная проблема. Поэтому нужно решать проблемы не через локальные бренды и урезание цен. Они справедливые и порой даже ниже, чем могли бы быть. Это нужно решать через систему. Чтобы человеку не пришлось оформлять верхнюю одежду и обувь в рассрочку, чтобы его труд достойно оценивали и государство его поддерживало.
Сейчас я хочу на 90% уйти от переработки остатков и пускать их дальше: я буду шить подушки из больших лоскутов ткани, набивать их маленькими остатками и делать для них чехлы. Мне эта идея кажется крутой, потому что переработка — не выход, мы не можем бесконечно перерабатывать. В первую очередь нужно снижать потребление в принципе. А подушка может служить еще десяток лет. Втулки от ниток сдаю на акциях раздельного сбора, до этого ткани сдавала в «Перемолку». Они принимают отходы от швейных производств.
А если говорить о полезности, карме, максимальной экологичности и экономии, то барахолки, винтажные магазины и секонд-хенды — отличные места, где сливается все это воедино и дополняется стилем.
Очень близок «Росе» питерский бренд DICH, они не используют мех и кожу. И думаю, что будущее за подобными эко-проектами, потому что у нас просто нет другого выхода. Мы, как локальные бренды, так и масс-маркет, должны максимально экологизироваться, чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить тот ущерб, который наносим планете. Честно говоря, для меня это звучит как утопия. Но я пока не теряю надежды.