Недавно петербургский интернет-магазин Protestore выпустил новую коллекцию одежды со смелыми принтами: худи и футболки с надписью «Космос космонавтам», планом эвакуации из России и именами фигурантов «московского дела». Protestore — это отдельный проект молодежного движения «Время», которое появилось летом 2018-го после ребрендинга демократического движения «Весна». «Луна» связалась с федеральным координатором «Времени» и одним из создателей бренда Николаем Артеменко, чтобы узнать, какими акциями движение уже прославилось в городе, куда и зачем активисты отдают часть прибыли и какие еще принты, помимо «теемань шкась» самые продаваемые и популярные.
– Protestore существует же как мерч протестного движения «Время»? Если так, то расскажи сначала про движение.
– Не совсем так. Это отдельный проект движения «Время». У движения есть свой мерч: флаги, значки, одежда, стикеры. А это отдельный проект в рамках движения, но без его прямой символики.
«Время» появилось летом 2018 года после раскола в движении «Весна», которое мы с соратниками создавали в 2013.
Мы стремимся создать большое молодежное демократическое сообщество, которое через прямое участие в политике может однажды прийти к власти и управлять своим городом, регионом, страной.
Мы занимаемся не только общественным активизмом. Делаем большую ставку на образовательные проекты. Сейчас мы активно развиваем нашу региональную сеть, особенно там, где другие организации не очень активны или их нет вовсе. И сейчас у нас действует 16 региональных отделений: от Питера до Южно-Сахалинска. Потому что в таких городах и регионах, где нет политической «движухи», молодежи с критическим взглядом на систему, с желанием перемен и острым чувством справедливости особенно нужна поддержка. «Время» существует как платформа, объединяющая адекватную и демократически мыслящую молодежь по всей стране.
– Какие у «Времени» самые масштабные проекты есть сейчас?
– Самый большой наш проект — это платформа «Вы находитесь здесь» об истории путинской России.
Это таймлайн, где мы собрали главные события прошедшего десятилетия: репрессивные законы, дорогостоящие реформы, протестные акции, уголовные дела и сфальсифицированные выборы. Все то, что привело нас в Россию образца 2019 года. События на сайте связаны между собой. Можно восстанавливать целые исторические цепочки, путешествуя во времени. От закона об иностранных агентах до Марша матерей, от концепции противодействия терроризму до блокировки Telegram. Надеемся, этот проект поможет людям посмотреть на происходящее немного шире и понять, что оставаться равнодушным смертельно опасно.
Еще есть проект «НовыйДворцовый» — как 10 девушек баллотировались в муниципальные депутаты (кстати, успешно). И проект за отмену шенгенских виз для молодых людей до 25 лет на 10 дней. Там сейчас собрано больше 13,5 тысяч подписей.
– А какие акции стали самыми заметными?
– Исчезающая конституция — акция-ремейк на перфоманс Бэнкси со шредером. Акция была приурочена к очередной инициативе переписать Конституцию, но на самом деле посыл гораздо шире. Он в принципе про отношение наших властей к главному закону страны. За эту, казалось бы, безобидную акцию наш активист получил 100 часов исправительных работ. Это к слову о конституционных правах на самовыражение.
Ваш город разрушит трусливый ВРИО. Мы повесили плакат на Невском в стиле рекламы Delivery club. Хотели напомнить горожанам, что выборы — это когда есть выбор, а не назначение некомпетентного, невежественного, да еще и боящегося любой критики кремлевского протеже.
Еще 6 лет? Нет, спасибо — в день инаугурации Путина мы повесили на деревьях на Марсовом поле грустных молчаливых кукол с говорящими плакатами: «Еще 6 лет? Нет, спасибо!», «РКН сломал мой Интернет», «Кора дуба и боярышник не помогли», «Помогли Сирии — на меня не хватило».
– 10% с каждой проданной вещи идет в медиапроект про политические преследования в России — ОВД-Инфо. Почему именно туда? И удалось ли уже как-то значительно повлиять и кому-то помочь?
– Потому что они делают очень правильные и полезные в наше время вещи — помогают политактивистам и не только. Тем, кто попал в беду, кого преследуют по беспределу и кто не знает, где и как получить правовую поддержку. Мне лично ОВД-Инфо оказывало правовую помощь, когда меня задерживали. Многим нашим активистам тоже. Они крутые ребята, и мы хотим им помочь, насколько это возможно.
– За что задерживали?
– Я, если честно, уже не помню. Это было давно. Скорее всего, на каком-то митинге или акции. Меня вообще задерживали больше 20 раз. Часто мне помогало ОВД-Инфо. Информационно или с защитниками.
– Планируется ли пиар-компания Protestore в дальнейшем или он так и останется для «своих?
– Я бы не сказал, что это прям «для своих». У нас заказы со всей России, даже из Европы бывают. Мы, наоборот, пытаемся выйти за пределы политтусовки.
Периодически это получается. Политтусовка очень маленькая, а проблемы, которые мы поднимаем через наш мерч, касаются всех. Одна из задач — как раз привлечь «политически неактивные» группы населения к мыслительному процессу по поводу происходящего в стране. Чтоб люди начали думать и задавать вопросы — это самое главное.
– А кто и как выбирает и придумывает принты? «Космос космонавтам», план эвакуации ЗАО «Российская Федерация», «теемань шкась», с мордовского — «время действовать», или «каршылык», «сопротивление»?
– Мы сами придумываем. Это коллективные разум. Например, идею про мерч на национальных языках предложили наши ребята из Саранска. Для них это актуально. Дизайн тоже сами делаем.
Из новой коллекции самые продаваемые — это, к нашему удивлению, футболки с принтами на национальных языках. Покупают в соответствующих регионах. Наверное, потому, что до нас такое мало кто делал. Даже, по-моему, никто. Еще розовая футболка «Росгвардия. Осторожно хрупкое» хорошо идет. И обложка на паспорт — «План эвакуации из РФ».
– Надпись «Росгвардия» можно наносить на любую гражданскую одежду? Там никаких ограничений?
– Если не носишь официальную форму Росгвадии, не будучи при этом росгвардейцем, то все ок. А так где угодно использовать можно.
– Были ли какие-то эпизоды или истории с момента распространения мерча, связанные с цензурой, или запретами, или необоснованными отказами в продаже или рекламе, к примеру?
– Не припомню. Пока, вроде, нет.
Мария Кокоурова