Зачем даже малому бизнесу нужна стратегия развития?

15:48, 08.07.2019


Разработка стратегии — использование методологий бизнес-планирования и стратегического менеджмента. Иногда методики кажутся абсурдными: «Ну я и так знаю всё о своих конкурентах, я уже пять лет в бизнесе! К чему тут дойные коровы и собаки в матрице BGL? Как мне поможет это выплатить банковский кредит?»

Вы открываете встроенный шкаф, балкон, ящик стола и видите хаотичную свалку вещей, среди которых нужно найти что-то небольшое и важное. Как будут проходить поиски? Скорее всего, вы будете перерывать все вещи, выкидывая их из шкафа или просто перекладывая кучки с места на место. 

Как было бы лучше и эффективнее искать? Устроить уборку, разложить все вещи по полочкам. Тогда не только нынешний поиск завершится успехом, но и будет сэкономлено время в будущем — иногда оно бывает фатальным. 

Разработать стратегию — значит, структурировать все знания и идеи по поводу конкретного бизнеса, то есть «навести порядок в шкафу». Пул знаний так необъятен, что без структуры — без анкеты для заполнения, которую представляют из себя различные бизнес-методики — вряд ли выйдет что-то вразумительное. 

Стратегия — долгосрочный план развития бизнеса. Письменное структурирование, на первый взгляд, очевидных идей обеспечивает вам ясность взгляда на происходящее, освобождает оперативную память для генерации новых идей. Как только вы расписываете внушительную таблицу с анализом конкурентов, аналитический мозг начинает производить креативные идеи обхода соперников. Такие инструменты визуализации, как матрицы BCG, Ансоффа и позиционирования — незаменимые помощники в освобождении головы от огромного количества информации, которая не даёт место свежим рассуждениям.

Макроэкономическая ситуация в России своей нестабильностью и непредсказуемостью ставит любые проекты под серьёзный удар — какое тут долгосрочное планирование! Однако представьте себя туристом в Барселоне: вы находитесь на другом конце города и хотите найти Саграда-Фамилия — да, улицы могут быть перекрыты, вас может завлечь уютное кафе за углом на бокал вина, однако вам будет гораздо спокойнее, если вы заранее изучите этот путь в навигаторе. 

Уверенности в завтрашнем дне в российском бизнесе нет от слова совсем, поэтому некоторые стараются заработать как можно больше, пока есть возможность. Это обеспечивается за счёт неоправданно высоких наценок, низкого качества продукции, околомошеннических схем работы с клиентом с приписыванием дополнительных платных услуг и прочего. Если клиента плохо обслуживают, он не вернётся, а рано или поздно клиенты закончатся — шансов существовать хоть сколько-нибудь долго у такого бизнеса крайне мало. 

Разработка долгосрочной стратегии развития — ориентация на сохранение хороших отношений с клиентом и партнёрами. Вы можете неверно интерпретировать бизнес-методики, ваши финансовые прогнозы могут пойти совершенно иначе — но если вы знаете, что останетесь жить в этой квартире надолго, вы, скорее всего, купите удобный диван и перекрасите обшарпанные стены.

При открытии крупного бизнеса стратегии разрабатываются всегда — ведь страшно потерять такую большую сумму денег! Почему же малый бизнес предпочитает рисковать? Разработка стратегии — это как заключение брачного договора: никто не знает, как всё обернётся, но так спокойнее.

Этим текстом мы открываем серию образовательных материалов для малых предпринимателей: расскажем про матрицы, анализ конкурентов, стратегии и так далее. Stay tuned.

 

Екатерина Ищенко

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.