Небольшие крафтовые пивоварни могут исчезнуть с рынка из-за инициативы Минфина. Что происходит?

21:33, 02.07.2019


О том, что в сфере пивоварения намечаются серьезные изменения, известно уже достаточно давно, примерно с начала 2019 года. Речь идёт об инициативе Минфина по созданию общего реестра всех производителей «пенной» продукции и изменении закона, регулирующего производство алкоголя. Взял эту самую инициативу в свои руки и довел до состояния законопроекта бывший учитель физики в музыкальной школе и депутат партии «Единая Россия» Ильдар Гильмутдинов. Ориентировочно, закон должен вступить в силу в 2020 году, но принять его окончательную версию необходимо уже в этом августе. Таким образом, до точки невозврата остается чуть более месяца, и именно тут и становится очевидна первая из многих проблем российского законотворчества в целом и индустрии пивоварения в частности. 

До введения закона остаётся примерно месяц, а представители пивной отрасли до сих пор не знают, будет ли закон одобрен в изначальном виде или власти прислушаются к их предложениям. 

Если вкратце, то на данный момент известны следующие изменения в федеральном законе, который регулирует производство и оборот алкогольной промышленности:

  • Изменение формы расчета производимой продукции, где государство решило, что пиво созревает за 14 дней. 
  • Реестр производителей пива, введение которого приведёт к фактическому лицензированию его производства. При несоблюдении жёстких правил будут применять уголовную ответственность или многомиллионные штрафы, а также конфискацию оборудования. 
  • Размер госпошлины в размере от 50 до 800 тыс. рублей за включение в реестр производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
  • Исключение из реестра и запрет на производство на срок до трёх лет за мелкие нарушения. Например, если производитель вовремя не уведомил о смене адреса производства.
  • Установка счетчика измерения объемов готовой продукции. Покупка необходимого для его работы компьютерного оборудования и программных средств, а также расходы на их обслуживание могут суммарно превысить 500 тыс. рублей.
  • Получение лицензий на продажу пива. Эта дополнительная нагрузка ляжет на все ИП и ООО, которые торгуют пивом. 
  • Дополнительная маркировка пива. По оценке Союза российских пивоваров, стоимость автоматов для нанесения маркировки на пивоваренную продукцию составляет порядка 350 тыс. евро за штуку.

 

 

Ситуацию с созданием нового реестра можно охарактеризовать словами «неразбериха» и «несогласованность». Чиновники заинтересованы в одобрении законопроекта как можно скорее, если он, как им кажется, решит проблему «серого» рынка или повысит налоговые сборы. При этом искать негативные стороны или подводные камни в своем решении, разбираться в реальном устройстве рынка или вести диалог с представителями индустрии они не стремятся. А следовало бы, ведь даже причины принятия нового закона не выдерживают простейшей критики. В качестве примера можно привести заявления о борьбе с поддельной и некачественной пивной продукцией, которая, если и существует, то составляет десятую долю процента, — её невыгодно и сложно производить, а процесс варки и брожения занимает уйму времени. 

Крафтовый сектор практически целиком состоит из идейных людей, которые мечтают в первую очередь экспериментировать, создавать новые вкусы, бросать вызов зарубежным производителям и лишь потом получать прибыль. Именно по ним, представителям малого и среднего бизнеса, больнее всего ударит ужесточение административного давления на отрасль. 

Во-первых, проект закона изначально основан на неработающей системе (закон №171-ФЗ пережил уже 50 редакций) лицензирования и производства крепкого алкоголя, без попытки адаптировать его к специфике слабоалкогольной продукции. Во-вторых, требование установить счетчики для учета продукции средней стоимостью в 1,5 млн рублей, а также пошлины для вступления в реестр и огромные штрафы за мелкие нарушения может потянуть «Балтика», но 1500 малых и средних предприятий отрасли будут просто вынуждены закрыться. 

 

 

Не стоит забывать и об инициативах уголовного преследования и конфискации оборудования практически по любому поводу. Крупные же игроки не стремятся объединяться с малыми ради общей цели или помогать им. Так, представитель AB InBev Efes Ораз Дурдыев, когда его попросили прокомментировать ситуацию со счетчиками для малых предприятий, сказал примерно следующее: «Пусть устанавливают, правительство увидит, что все и правда платят акциз, и отстанет от вас». Где крафтовикам взять на это средства, Ораз не уточнил. 

Представитель пивоварни «Гренадёр» «Кажется немного странным, что среди приложенных к законопроекту финансово-экономических обоснований отсутствуют данные о расчетах снижения налоговых отчислений в связи с закрытием малых пивоварен по всей стране», — комментирует ситуацию представитель пивоварни «Гренадёр», организовавшей кампанию и петицию «Спаси Пиво», которую на момент выхода текста подписали 1796 человек. — «Наглядный пример: за последние несколько лет объемы производимой продукции уменьшились, поскольку малые пивоваренные заводы переживают высокое давление со стороны государственных регуляторов, ярким примером является внедрение системы ЕГАИС. Подытоживая вышесказанное: для малых пивоварен введение новых жестких законов государственных регуляторов, новых сборов и штрафов приведут к нерентабельности данного бизнеса, заводы будут закрыты, без работы останутся как узкопрофильные специалисты, так и множество иных работников отрасли. Принятие этого закона ведёт к тотальному уничтожению малого и среднего бизнеса не только в пивной отрасли, но и в торговле, что также противоречит призыву президента Путина о снижении давления на малый бизнес». 

По предварительным подсчетам, небольшая пивоварня может рассчитывать на минимальную прибыль, начиная с производства 300 литров в день. От восьми до десяти часов тратится на варку, после чего продукт бродит в цилиндро-конических танках одну-две недели, а следом дображивает еще две-три недели, а если речь идёт о стауте или портере, то этот процесс занимает два и даже три месяца. Учитывая, что первый товар получится только спустя 28—30 дней, необходимо большое количество емкостей, которые нужно купить и где-то поставить. Сюда же можно добавить плату за электричество, так как выдерживать постоянный температурный режим очень важно. Все это только верхушка айсберга, ведь пивоварам нужно следить и за состоянием дрожжей, и за качеством хмеля, и за подготовкой воды, и за логистикой, закупками и продажами.  

 

 

Жить, вести бизнес или строить демократическое общество не станет проще, пока большая часть населения, представителей коммерческих структур и власти не будет готова идти на уступки по отношению друг к другу и не начнет вести цивилизованный диалог для решения общих проблем. Несмотря на то что приход денежных средств в казну увеличивался, а незаконная деятельность резко падала в годы, связанные с законодательными послаблениями для бизнеса, нынешнее правительство, кажется, считает запретительные меры единственным возможным подходом к своей работе. В результате этого отраслевые объединения, наподобие Craft Depot, «ОПОРА России» или Союза российских пивоваров, вынуждены вместо развития отрасли или повышения культуры среди населения заниматься постоянной борьбой с «полезными» инициативами квалифицированных представителей власти.

Автор выражает огромную благодарность представителям пивоварен STS и Brewt за помощь в подготовке статьи.

Павел Новиков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.