Станислав Лиепа — известный российский фотограф и блогер. Станислав позиционирует себя, как независимый фотограф, активно продвигает мобильную фотографию, проводит мастер-классы и ведёт свой блог.

«Луна» узнала у Стаса, как развивается фотография в России и как фотографы современности продвигают своё творчество.

— В чём особенность твоего стиля? Как сам его позиционируешь и как пытаешься передать подписчикам?

Привет! Не считаю свой стиль особенным, это всё-таки просто портрет или, как нынче модно называть его, «soul portrait». Думаю, главное в съёмке портрета — раскрыть уникальность персонажа в кадре, что я и пытаюсь делать каждый раз. Иногда это выходит на ура, а иногда я просто не показываю публике конечный результат.

— А где и у кого учился фотографии? Почему решил связать жизнь именно с этим делом?

История эта очень старая и рассказана мною очень много раз. Фотографией занялся, дабы отвлечься от сломанной ноги. Всё это было просто хобби, но страсть над технической составляющей процесса довела меня до пленочной фотографии.  Нигде не учился, всё постигал со временем и опытом, 9 лет как-никак.

— Чем ты отличаешься от остальных фотографов?

Думаю, систематизация любого творческого процесса ведёт к созданию уникального стиля фотографа, так как в творчестве ты можешь интерпретировать весь свой опыт на любимое дело. Поэтому могу сказать, что мой жизненный опыт отличает меня от других фотографов. Ну и, может, немного пленочная средне-форматная камера. Но это не точно.

— Чьи работы тебя вдохновляют?

Честно говоря, в начале пути вдохновлялся работами таких авторов, как Hannes Caspar, Stephan Vanfleteren, Сергей Сараханов, Даниил Конторович, Анна Данилова и другие. Сейчас уже реже смотрю чьи-либо работы, больше вдохновляют интересные люди и мои странные сны.

  — Сама фотография, в частности, также оказывает влияние на некоторые виды искусства. Как ты относишься к совмещению разных стилей, жанров в фотографии? Любишь эксперименты?

Искусство настолько многогранно, что любая йота влечет необратимое изменение в дальнейшем, что уж тут говорить о влиянии фотографии. Конечно, здорово, что мы живем в эпоху, когда в искусстве можно не только раскрыть свои творческие желания, но и заработать на этом для дальнейшего творческого существования — главное, чтобы это не скатывалось в чистую коммерцию, иначе все бренно. Сам к экспериментам отношусь положительно, особенно люблю смотреть коллаборации достойных авторов, но сам редко что-либо реализую, так как очень не доверяю работе в команде. Было много случаев, когда один человек из команды подводил, и весь проект катился в Тартар. С тех пор комфортнее одному реализовывать свои идеи. Хотя был очень приятный опыт работы с Покрас Лампасом, сотрудничали с ним пару раз, и результат мне очень понравился.

— А как ты оцениваешь состояние фотоискусства в России в настоящий момент? Особенно сравнивая с работами зарубежных авторов. Интересовался работой и условиями для фотографов за границей?

Благодаря соцсетям искусство сейчас в очень хорошей стадии перерождения, на мой взгляд.
Ходит миф, что заграницей фотография лучше, это абсолютно не так. В России, в меру особенностей и числа населения, фотография и её уровень выше.

То есть, за границей есть фотографы лучше российских, но их примерно 0,0001%. Единственный момент, по которому мы отстаем, так это оплата гонорара для фотографов. Все почему то думают, что снимать и обрабатывать легче простого, а это, тем не менее, и моральный и физический труд — бегать день с 10 кг техниками вообще не сок, ещё и творчество нужно не упустить.

 — Какая съёмка стала для тебя самой запоминающейся, необычной? Бывали ли курьезные случаи во время съемок?

Съёмок было так много, что очень сложно выделить какую-нибудь сверхвыделяющуюся, все съёмочные процессы по-своему интересны. Это почти также, как и с вопросом о любимой моей фотографии в портфолио — все работы по-своему хороши в разный период времени. Курьезов было очень много, начиная от легкого недопонимания, заканчивая даже угрозами лишить жизни в мой адрес.

— Увидев у тебя фотографии из «Цифербурга», не могу не спросить: нравится это место? Часто сюда заходишь? 

Да, в Цифере много друзей и знакомых, да и атмосфера и интерьер мне очень импонирует. Люблю проводить так время и иногда снимать. Ну и конечно очень нравится их управляющий Виктор, тот еще Джони Депп!

— Как ты относишься к популяризации фото? Прогресс в развитии мобильной камеры сильно шагнул вперед. Неужели теперь фотографу может быть достаточно одного лишь телефона?

Популяризации фото за счет социальных сетей я очень рад, потому что у молодого поколения, включая меня, появляется вкус к фотографии, а это непосредственно ведет к саморазвитию в этом ключе. Для меня мобильная фотография стала отдельным руслом в творчестве. Изначально это была гонка с другими фотографами за лучшее фото, снятое на мобильник, а сейчас эволюционировало в инструмент, который всегда со мной и продолжает развиваться в техническом аспекте, что непосредственно влияет и на творческую сторону. Мобильная фотография отлично показала, что модель камеры — это не приоритет для хорошего снимка, главное — композиция и работа с моделью, если мы говорим о портретной съёмке.

— Получается, что мобильный всегда под рукой, и можно поймать любой нужный момент, а после обработать готовый кадр опять же на телефоне в удобном месте. Это серьёзный прогресс. Как оцениваешь перспективы?

Думаю, что профессионалы не смогут отказаться от фотошопа на компьютерах, но любители и начинающий фотограф вполне могут создавать шедевры и на портативных устройствах.
К примеру, есть у меня пара знакомых digital-художников, они полностью перешли на  iPad Pro и творят теперь исключительно на нём.


Эти фото сняты и обработаны на мобильном телефоне.

— Ты занимаешься одной из самых крупных групп по мобильной фотографии в России. Расскажи о немного о ней.

Не уверен, что это самая крупная группа в России, но если это так, мне очень приятно. Веду этот паблик чисто из личного интереса, чтобы показывать людям интересные instagram-аккаунты. Естественно, работы проходят отбор, дабы не засорять ленту посредственными кадрами. Мы показываем подписчикам красивые снимки и делаем авторам небольшую рекламу. Группу поддерживаю на плаву совместно с Даниилом Конторовичем.

— Фотография в твоей жизни неразрывно связана с социальной активностью, с необходимостью донести, показать пользователям соцсетей твоё творчество, как ты развиваешься в этом направлении? Ты блогер?

Да, появилась уже некая зависимость от социальной значимости, надеюсь это не зачатки ЧСВ. Стараюсь всегда радовать аудиторию свежим контентом, ну или на крайний случай, когда нет времени снимать, выкладываю старые неопубликованные работы.

— И какие фотографии набирают больше всего лайков?

Для меня этот вопрос остаётся загадкой, потому что вкус публики и мой крайне разнятся и иногда, перед тем как выгрузить фото, я спрашиваю совет у друзей и близких. Выходит, что их выбор — кардинально обратный моему. Как показывает статистика, фото, которые я выгружаю по их совету, набирают больше просмотров и лайков.

Надеюсь мой вкус еще будет меняться и эволюционирует! Я недавно купил себе квадрокоптер для аэросъемки. Публика оценила новый формат фотографий с воздуха, всё-таки это уникальные ракурсы, которые человек не видит в повседневной жизни всегда будут интересны.

 

— Ты постоянно участвуешь в инстамитах, на встречах мобильных фотографов и блогеров. Что это за встречи? Как можно человеку, только начавшему этот путь, попасть в ваш закрытый клуб?

 Изначально инстамиты предполагали собой встречи инстаграмеров, которые снимают всё исключительно на мобильный телефон, а сейчас на международные инстамиты может попасть почти любой желающий. Они проводятся пару раз в год и каждый раз несут в себе разные тематики для реализации. Да, у нас в «инста-тусовке» проходят и закрытые инстамиты, попасть туда сложнее, но при огромном желании и достаточно активном профиле в инстаграме вполне реально. Включайте дедукцию, ищите организаторов и пишите им. Возможно на следующую такую встречу возьмут и вас!


Instagram Стаса

— А что нужно сделать, чтобы стать популярным в Instagram? Каким критериям должен отвечать аккаунт?

Тут нет определенного ответа, но могу дать несколько советов для наших читателей.

1. Начинайте изучать классическую композицию, это поможет вам в новом творчестве, а также даст абсолютно новый взгляд на привычные вещи.

2. Общайтесь с харизматичными и интересными людьми. Во-первых, это приятно, а во-вторых даст вам уникальный опыт, который можно интерпретировать не только на творчество, но и на свою повседневную жизнь.

3. Постоянно практикуйтесь. Вы не должны задумываться о построении кадра, это должно войти в интуицию.

4. Если хотите снимать портреты, то снимайтесь сами чаще! Это придаст вам уверенности в общении с моделями, и вы сможете лучше раскрывать образы при съёмке.

5. Вкладывайтесь в технику и приложения. Это вещи, которые никогда не пропадут. Если вы тратите 300 рублей на кофе, который выпиваете за 10 минут, то почему вам жалко 249 рублей на приложение, которое послужит вам верой и правдой, да и к тому же постоянно обновляется?

Беседовал Роман Егоров