В последние годы рынки перестали быть чем-то пугающим и стали местом притяжения людей всех социальных статусов, возрастов и интересов. На Удельном, например, можно купить настоящие джинсы Levis за 800 рублей и винтажные украшения, на Сенном — запастись авокадо по 40 рублей за штуку и съесть самый вкусный в городе фалафель, а на Василеостровском — попробовать гастрономические изыски. Каждый из рынков друг от друга отличен, но при этом по-своему необходим жителям города и туристам. «Луна» решила выяснить, зачем большому городу нужны рынки и как на самом деле их наличие влияет на восприятие Петербурга. Для этого она поговорила с тремя экспертами в своей области: урбанистом, экономистом и социологом, и вот что из этого получилось.
Аркадий Гершман, урбанист, автор блога «Город для людей»:
В наше время рынки — это общественное пространство и точка притяжения для оживления места. Все рынки отличаются друг от друга. Бывают рынки, которые вызывают только страх и отвращение, а бывают такие, которые, наоборот, затягивают, потому что там особая атмосфера, качественные продукты и в целом все чинно и благоустроено. Поэтому обобщать все рынки не стоит. В целом, если мы возьмем усредненную ситуацию с нормальным рынком, то, как показывает опыт европейских стран или даже российских на примере Москвы, мы увидим, что люди доверяют рынкам и с удовольствием туда ходят.
Более того, в последнее время рынки стараются переделывать так, чтобы они отвечали новым запросам и потребностям горожан. Тут можно вспомнить московские Усачевский и Даниловский рынки, где совмещена функция гастромаркетов и где также можно купить продукты. Подобное совмещение функций есть много где. Например, новый рынок в центре Роттердама завоевал кучу премий и стал достопримечательностью города. При этом важно обращать внимание на социокультурное программирование и на то, что действительно нужно жителям. Поэтому есть как хорошие, так и плохие рынки. Нужно смотреть индивидуально.
Патвакан Гюлазян, магистрант международной торговой политики НИУ ВШЭ, в прошлом — стажер в армянской консалтинговой компании EV Consulting:
Прибыльность городской экономики в первую очередь зависит от того, как руководство города управляет данной инфраструктурой, как использует возможный потенциал развития рынков. Да, безусловно, сдача в аренду помещений на территории рынков дает городу определенную прибыль, однако при грамотном проведении реконструкций рынков можно привлечь не только новые компании и аудиторию, но и создать точки притяжения для жителей города. Тенденция на реконструкцию рынков в гастромаркеты, где фуд-холлы совмещены с продажей свежих фермерских продуктов, пришла в Россию из Европы и сегодня постепенно охватывает все большее количество крупных городов страны.
Наличие рынков усиливает конкуренцию между всеми компаниями в городе, так как чаще всего рынки предлагают конкурентоспособные цены на товары, что в свою очередь естественно привлекает часть потенциальных клиентов (особенно людей старшего поколения) продуктовых магазинов, магазинов одежды и так далее.
Если предположить, что завтра все рынки в городе закроются, а на их месте останутся пустыри, то это приведет, во-первых, к снижению экономической активности в городе, так как большое количество производителей, не имея средств к открытию своих собственных магазинов, будут вынуждены искать другие пути сбыта своей продукции, а иначе в перспективе светит лишь сворачивание своего производства. Во-вторых, большое количество людей, занимающихся производством продукции и торговлей на рынках, потеряют рабочие места, что может иметь социальные последствия. В-третьих, закрытие всех рынков может привести к снижению доходов самого города, который ранее сдавал данные помещения и территории в аренду местным производителям и торговцам, снижению налогооблагаемой базы, а также к росту криминогенности в городе посредством расширения незаконной уличной торговли.
Нельзя утверждать, что выгоднее для города — наличие нескольких сетевых магазинов или одного крупного рынка. Какой-то из этих вариантов будет выгоднее или нет, так как для этого необходимо провести расчеты альтернативных издержек при обоих сценариях, однако, как я уже сказал ранее, наличие рынков дает возможность мелким производителям, домашним хозяйствам реализовывать свою продукцию, усиливает конкуренцию в экономике города, что положительно влияет на ценообразование, на ассортимент (наличие как самых дешевых, так и люксовых товаров).
Олег Паченков, социолог, руководитель проектов Центра гуманистической урбанистики UP в Европейском университете:
Традиционно рынки в городе — это то, что делает город городом. Европейские и среднеазиатские города возникли вокруг рынков, потому что рынок — это место встречи разных людей, которым есть что предложить друг другу. Одна из функций существования города — это рынок в значении градообразующего предприятия. Изначальная торговая функция рынка — это обмен одних товаров на другие. Люди из одной деревни, которые строгали деревянные ручки для вил, обменивались ими с людьми из другой деревни, которые делали железную часть вил. И когда кто-то хотел получить вилы целиком, он должен был прийти на рынок и купить эти две части.
Главное отличие современного города от деревни — это наличие общественных пространств. Деревня представляет собой набор частных пространств — дома за заборами и перед ними дорога, которая является единственным общественным местом. В городе сосредоточено очень много разных людей, поэтому общественные пространства просто необходимы.
Люди, которых называют урбаниками, прутся от городского образа жизни. Они, как правило, больше всего ценят в городе именно разнообразие. А разнообразие можно увидеть на рынке. Рынок отличается от супермаркета тем, что там есть возможность выбора, персонального контакта и подхода к вам как к покупателю. В супермаркете все упаковано и все одинаково. Никто не делает там под вас лично, и вы это прекрасно знаете. И когда вам нужна безличность, анонимность и быстрота, вы отправляетесь в супермаркет.
Но городам и их жителям все больше не хватает персонального общения. В 20 веке главной идеей и целью была автоматизация, в 21 веке мы получили цифровизацию, которая увела нас в другой мир, и людям вдруг снова перестало хватать персонального человеческого общения. Они снова хотят смотреть в глаза своему контрагенту, они снова хотят, чтобы нечто делалось конкретно под них. Рынки дают именно такую возможность — выбрать, найти свое и пообщаться. Современные рынки — это новый виток развития.
Все дело в том, что у этого явления есть определенные качества, которые когда-то казались неважными. Важными казались другие, которых рынок лишен. В Советском Союзе не было супермаркетов, и когда они появились, всем сразу показалось, что это предел мечтаний. На 30 лет мы стали фанатами супермаркетов. Но 30 лет — это много, и мы успели по достоинству оценить плюсы и минусы супермаркетов. Сейчас люди снова вернулись к рынкам, попытавшись вернуть то, что ценно, и избежав того, что нам не очень нравится.
Рынки — это не всегда про грязь, хаос, обман, крик и ругань. Отнюдь. Рынки нового формата совершенно другие. Они все чистые, прибранные, там нет ругани и хамства, но при этом там сохранилось то, что нам нужно, — возможность выбора, персонального общения. К привычному формату рынков добавилась новая фишечка, она же стала трендом — теперь там можно есть. Рынок стал фудкортом, позаимствовав формат торгового центра и став гибридом.
Блошиные рынки — это абсолютно другое явление. Практически везде блошиный рынок — это клуб по интересам и клуб общения. Туда приходят прежде всего продавцы за общением и за погружением в определенную атмосферу, чтобы оказаться среди людей таких, как они. За этим же туда приходят покупатели, потому что продавцы эту атмосферу создали. У нас на Уделке, например, атмосфера ностальгии по советскому отлично сохранилась, потому что подавляющее большинство продавцов — это пожилые люди из советских времен. Вместе с собой, с теми вещами, которые они продают, с тем, как одеваются и какую музыку слушают, они создали уникальную атмосферу, в которую ты погружаешься, как будто в интерактивный музей ретро.
Через те маленькие вещицы, которые они продают, ты вспоминаешь свое детство, юность, вспоминаешь, как выглядела квартира твоих родителей. Это те ощущения, те эмоции, от которых люди ловят кайф, за которыми они часто ходят в музеи разнообразного быта. А блошиные рынки — это место, где ты можешь не только посмотреть на предметы из советского прошлого, но еще и поговорить с продавцами, купить и унести домой забытый сувенир из детства. На таких рынках очень легко завязываются диалоги.
Именно поэтому блошиные рынки существуют и будут продолжать существовать, сколько бы их не клеймили и не говорили, что это про бомжей и про бедность. Бомжи и алкоголики, которые там есть, составляют мизерный процент продавцов, и люди приходят туда совершенно за другим. И это везде так: и в России, и в Европе, где никакой бедности нет, а блошиные рынки есть в огромном количестве.
Несколько лет назад у нас появились гараж-сейлы. За этим названием стоит попытка обозначить, что блошиный рынок нового поколения ориентирован на молодежь, и одна из главных целей гараж-сейла — забота об экологии в эпоху ресайклинга. Причина, по которой туда приходят продавать и покупать преимущественно молодые люди, а не пожилые, — это их озабоченность проблемами перепроизводства, попытка бороться с обществом перепотребления и уход от загрязнения планеты.
Гараж-сейл — это как секонд-хенд, где вещи обретают новую жизнь. «Зачем выкидывать вещь, если ей еще можно пользоваться?», думают одни и другие — те, кто пришел продавать и покупать. К этому явлению добавился популярный тренд всего крафтового и дизайнерского, не масс продакшн а-ля IKEA, не что-то обезличенное, а наоборот, очень персонализированное. Так что все новое — это хорошо забытое старое.
Олеся Гаврилова