Заборы на наших улицах — почему это плохо?

Прогулка по российскому городу — это всегда встреча с заборами. Петербуржцы часто сталкиваются с железными конструкциями: ими ограждают детские сады и школы, муравейники, а теперь заборы добрались и до наших улиц. Их всё чаще устанавливают в любой точке города. Обычно необходимость оградить что-либо забором объясняют безопасностью, но так ли это на самом деле?

Откуда берутся заборы

Установку заборов на улицах регулирует ГОСТ. Норматив гласит, что пешеходные ограждения можно использовать у остановок общественного транспорта, наземных и подземных переходов и переходов у детских садов и школ. Ещё ограждения, согласно нормативу, устанавливают вдоль тротуаров с пешеходным трафиком 750—1000 человек в час. В итоге заборы могут появиться везде и не всегда согласно требованиям ГОСТа. ГИБДД часто этим пользуется и требует установки ограждений.

Заборы не повышают безопасность улицы

На самом деле нет исследований, которые подтверждают влияние заборов и ограждений на безопасность улиц. Более того, заборы вдоль улиц сами по себе — источник опасности. Случаются происшествия, когда автомобиль врезается в ограждение, а оно разлетается и травмирует пешеходов или водителей осколками, как, например, в этом (и в этом) ДТП в Петербурге. Таких примеров много, бывают и смертельные случаи. Ещё жертвами заборов становятся сами автомобилисты, ведь часто ограждения можно встретить вдоль тротуаров с парковкой. Водителей лишают способа быстро попасть на пешеходную часть, и им приходится  идти десятки метров вдоль проезжей части, что сложно назвать безопасностью. По сути, установка заборов вдоль улиц — лишь административная иллюзия заботы о безопасности, которой пользуются чиновники.

Заборы не помогают разделить потоки

Один из мотивов установки заборов вдоль улиц — обеспечить разделение потоков, при котором пешеходы не могут попасть на проезжую часть. Но на деле оказывается, что люди, которые привыкли переходить дорогу в определённом месте, продолжают это делать даже с ограждением — они просто его перелезают. В то же время автомобилисты не ожидают увидеть пешеходов в этом месте, так как из-за заборов у них создаётся ощущение полной изолированности от тротуаров. В результате перебегающие через заборы пешеходы попадают под колеса.

via GIPHY

Заборы уродуют улицы

В центре Санкт-Петербурга много улиц, вид которых портят бесконечные ряды заборов. Железные серые ограждения типа «Крест» — самые распространённые в городе. Они создают визуальный шум и портят панораму города. Иногда коммунальщики используют невысокие чугунные ограды, окрашенные в чёрный цвет, но это скорее редкость, чем правило.

За заборы нужно платить

Средняя цена серых крестовидных ограждений — 3 тыс. рублей за 2 метра, не считая стоимости установки. При этом каждый год их нужно ремонтировать, так как они ржавеют и гнутся даже при несильном столкновении. Учитывая, сколько ограждений встречается на улицах, у города на балансе появляются объекты, которые постоянно требуют денег.

via GIPHY

Заборы мешают пешеходам

В Санкт-Петербурге очень много узких улиц в историческом центре. Установка заборов в таких местах съедает жизненно важную часть тротуара, тем более, согласно ГОСТу ограждения устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 м, а само ограждение может быть до 1,5 метров шириной. В итоге мы имеем тротуары, на которых тесно.

Заборы мешают городу

Установка ограждения на узких тротуарах приводит к тому, что там становится невозможной механизированная уборка, то есть использование техники. В такие места город отправляет дворников, но их ручная работа в несколько раз дороже и медленнее, чем механизированная.

via GIPHY

Что делать?

Рассказывать окружающим о проблеме, просвещать население и требовать от чиновников не тратить бюджет на сомнительные меры обеспечения безопасности. В крайнем случае вместо заборов можно требовать установку ограничительных столбиков.

В Санкт-Петербурге установкой ограждений занимается Комитет по благоустройству по предписаниям ГИБДД и комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе, а также по решению суда. Вы можете обратиться в любой из перечисленных ведомств, которые согласно ФЗ №59 обязаны прислать ответ в течение 30 дней.

Как обращаться? Отправить обращение можно через интернет-приёмную администрации Санкт-Петербурга. Не бойтесь обратиться в ошибочный орган: согласно тому же ФЗ№59 власти сами перенаправят его по нужному адресу.

С какими вопросами обращаться? Например, вы можете уточнить, на каком основании и когда установили ограждение на конкретном участке. Или спросить насчет возможности использования ограничивающих столбиков вместо заборов. Советы по составлению обращения есть на сайте администрации.


Артём Николаев