Водонапорные башни всегда выглядят очень круто, даже если построены без архитектурных излишеств. Наверное, потому что напоминают о средневековых башенках. Впрочем, не все. Некоторые похожи на замок диснеевской Золушки, а некоторые олицетворяют мощь советского авангарда двадцатых годов.

Само собой, изначально они несли сугубо утилитарное предназначение – сохранять воду и подавать её в нужный момент. Но со временем многие башни изменили свою функцию, став локальными достопримечательностями. О самых интересных и необычных водонапорных башнях Петербурга – наш новый текст.

Среди всех водонапорных башен главными стоит назвать те, что обслуживали городскую водопроводную сеть. Таких в Петербурге и его пригородах несколько.

Одна из самых старых находится в Кронштадте – она построена в тридцатые годы XIX века военными инженерами Лебедевым и Татариновым, а после неоднократно перестраивалась. Город на острове посреди Финского залива испытывал проблемы с пресной водой с момента своего основания, а потому опередил в деле создания водопроводной сети даже столичный Петербург.

В городе на Неве постоянную водопроводную сеть начали строить в 1858 году. В этот год основали «Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов», от которого ведёт свою историю петербургский «Водоканал». В 1859-1861 годах для нужд общества на Шпалерной улице архитекторами Э. Г. Шуберским и И. А. Мерцем была построена водонапорная башня, использовавшаяся для снабжения города водой вплоть о начала XX века.

Судьба обеих башен оказалась похожей. В кронштадтсткой в 1991 году был открыт краеведческий музей Кронштадта.

А в петербургской в 2003 году принял первых посетителей музей «Вселенная воды».

Самое большое число петербургских водонапорных башен связано с промышленной историей города – заводов в Петербурге всегда было много, а на каждом уважающем себя заводе была и водонапорная башня.

Две самых красивых заводских водонапорных башни расположены в Невском районе. Обе они выполнены в стиле историзма, и больше похожи не на утилитарные постройки, а на средневековые крепостные сооружения.

Первая из них – башня Пролетарского (Александровского чугунолитейного) завода, построенная в 1891-1893 гг. архитекторами В. Г. Войневичем и Ф. С. Ясинским. Она находится на проспекте Обуховской Обороны, 125. Сейчас она пустует, но ходят слухи, что руководство завода планирует разместить в ней ведомственный музей.

Нет, это не замок Золушки. Это эклектическое сооружение, похожее на сказочный замок из Диснейленда — башня Обуховского завода, возведённая Ф. Ф. Лумбергом в 1898-1899 гг., расположена на Октябрьской набережной, 102. В ней в наши дни находится небольшой деловой центр.

Но такие башни – скорее исключение. А в большинстве своём заводские водонапорные башни XIX века выполнены в так называемом «кирпичном» стиле и интегрированы в заводские корпуса. Гуляя по городу (особенно в районах с богатой промышленной историей) их часто можно встретить на зданиях бывших цехов. Например, на крышах лофта «Ткачи» на Обводном канале.

И в бизнес-центре «Невка» на Выборгской набережной.

Две интересные башни стоят в прибрежной части Петербурга. Одна из них –  в Галерной гавани на Васильевском острове. О ней мы упоминали в тексте о районе Приморской. В XIX веке она была построена для нужд Пироксилинового завода, а теперь находится в частном владении.

Другая расположена в морском торговом порту на улице Межевой канал. Её история и назначение загадочны.

А вот и совершенно безумные башни эпохи авангарда, совсем непохожие на своих предшественников XIX столетия. Они олицетворяют новые веяния в архитектуре, как их понимали в начале XX века.

Самая известная из них – башня завода «Красный гвоздильщик» на 25 линии Васильевского острова. Она создана в 1931 году мастером архитектурных фантазий Яковом Черниховым и стала его единственным реализованным проектом. В наши дни творчество Чернихова крайне востребовано среди коллекционеров и искусствоведов, как в России, так и за рубежом, а вот построенная им башня находится в плачевном состоянии.

Помимо черниховской башни на Васильевском острове есть похожая на неё водонапорная башня завода им. Козицкого.

А в Невском районе, в промзоне на улице Крупской, спряталась башня Октябрьского электровагонного завода. Авторы и дата постройки обеих башен неизвестны.

Ещё одна необычная авангардная башня спряталась на берегах Екатерингофки. Она создана на территории Ленинградского гидролизного завода в 1928 году. От других башен своей эпохи её отличает чётко выраженный в облике железобетонный каркас – конструктивизм, как он есть.

Железные дороги – ещё одно место, где часто можно встретить старинные водонапорные башни. Они пришли к нам из эпохи паровозов, когда вода была неотъемлемой частью работы железнодорожного транспорта.

В Петербурге железнодорожные водонапорные башни можно встретить у станций Рыбацкое (мы упоминали о ней в тексте о районе) и Санкт-Петербург–Сортировочная.

(Башня в Рыбацком)

Сохранилась башня и на месте бывших подъездных путей Варшавского вокзала (несколько лет назад её удалось защитить от сноса градозащитникам).

А на территории Витебской железной дороги башен сохранилось даже две. Они типовые, построены в конце XIX века. Одна из них находится на территории станции Витебская–Сортировочная и попасть к ней довольно сложно.

А вторая стоит прямо на Боровой улице, 61 и доступна для обозрения каждому.

В научных исследованиях водонапорные башни тоже применялись активно. В Петербурге они были неотъемлемой частью как минимум трёх научных центров.

Один из них – Институт экспериментальной медицины, о котором мы писали недавно (в том числе и о его водонапорной башне).

Второй – Лесотехническая академия. В её парке находится башня, построенная в начале XX века для снабжения института водой из местной артезианской скважины. С водоснабжением, в итоге, не заладилось и башню переоборудовали в метеорологическую лабораторию. После этого здесь работало много знаменитых учёных, в том числе ставил опыты с радиоволнами А. С. Попов. В наши дни башня находится в частном владении и ждёт реконструкции.

Третий, и самый известный – Политехнический университет. Его гидробашня, невероятно красивая и отреставрированная, была создана в 1905 году по проекту Э. Ф. Вирриха и И. В. Падлевского. Помимо снабжения университета водой, она изначально стала использоваться в качестве учебного корпуса с гидравлической лабораторией. А сейчас рассматриваются проекты переоборудования её в университетский музей.

Наконец, ещё одна башня с историей находится в Лахте, о которой мы тоже недавно писали. Когда-то она была частью пожарного депо в усадьбе дореволюционных хозяев Лахты – рода Стенбок-Ферморов. В наши дни её окружают корпуса торговых центров, а в ней самой разместилось кафе.

Артём Шипунов