С 20 марта по 19 мая Музей Фаберже представляет масштабный выставочный проект, который помимо демонстрации признанных шедевров раскрывает историю любви экспрессивной и эксцентричной супружеской пары. «Луна» делится фотографиями и впечатлениями о художнике, женщине, личности.
Полумрачный выставочный зал Музея Фаберже открывает зрителям весь трагизм, боль, любовь и творческое многообразие работ художников. Фрида не считала себя сюрреалистом, она лишь рисовала то, что чувствует, но ее творчество было ирреальным. Жизнь и смерть, секс и агрессия переплетаются с мексиканскими преданиями, эти ключевые образы в дальнейшем становятся визитной карточкой художницы.
«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — утверждала Кало.
Автопортреты писали многие художники, но для Фриды Кало это был главный способ самопознания из-за того, что после аварии она была прикована к кровати и разглядывала себя в зеркало. Внешность становится для неё выражением чувств и внутренней трагедии.
Автопортрет с обезьянкой
Здесь художница находится в окружении самых верных друзей: обезьянки Чангито и собаки Сеньора Ксолотля. Золотая лента, которая обвивает её шею и связывает с животными, является не только своеобразным украшением, но и подчеркивает связь с питомцами и собственное одиночество.
Сломанная колонна
Эта картина становится главным отражением невыносимой физической и внутренней боли, с которой ежедневно справлялась Фрида. Несмотря на слезы, лицо выражает стойкость и остается сильным, гвозди по всему лицу и телу символизируют причинённые ей страдания, а фоном картины служит пустынный вулканический пейзаж Мексики. Здесь нет места для привычных ее творчеству цветов, растений и животных. Искалеченная фигура словно растворяется в окружающем пространстве и оставляет за собой боль и ничего кроме.
Без надежды
Красное солнце и белая луна переплетаются и светят в небе. Посреди пустыни, на кровати, укрывшись постельным бельем с изображением планет, лежит Фрида. В её рот вставлена огромная воронка, наполненная черепами, красной плотью, рыбьей головой, мертвыми индюшками и другими объектами. Символика картины — отражение отвращения и перенасыщения изменами и ложью Диего. Наглядная визуализация испанской поговорки «Кормить из воронки» (аналог русского «Вешать лапшу на уши») — это демонстрация жертвенности и любви, а главное, насколько мучительно и болезненно художница переживает неверность мужа.
Всего-то несколько царапин!
Полигамность Диего — это то, с чем Фриде приходилось мириться с самого начала союза. Она до последнего верила, что, несмотря на многочисленные измены, он остается преданным только ей. Преданным, но не верным. Но самым болезненным и серьезным ударом для нее стал роман Диего с ее младшей, самой любимой сестрой Кристиной, длившийся около года.
«Моя милая больше меня не любит»
Об этом гласила цитата на ленте в предварительном наброске к будущей картине, а вдохновением на написание стала заметка в газете, в которой рассказывалось о жестоком убийстве ревнивым любовником своей неверной возлюбленной. Многочисленные ранения, запятнанную кровью рамку и циничную надпись «Всего-то несколько царапин» держат птицы — символ надежды и мира, они являются отражением чистой стороны такой темной любви. Метафоричные образы служат проекцией той самой боли, а главное — предательства самого близкого, родного и уже чужого человека.
Больница Генри Форда
Еще одной трагедией в жизни Фриды было отсутствие детей. Пережив второй выкидыш, она пишет эту картину. Мы видим больничную койку и простыню, залитую кровью. В ее руках три алые пестрые ленты. Одна из них символизирует пуповину, которая связывает ее с ребенком, потерянным при выкидыше. Улитка над кроватью символизирует отражение течения времени, медленного и оборванного неудавшейся беременностью. Анатомическая модель справа демонстрирует главную причину выкидыша — поврежденные позвоночник и таз. А увядшая орхидея в центре под кроватью — это цветок, который принес ей в больницу Диего. Сюрреалистичные детали, создающие полную картину пережитого, являются той самой реальностью, которую видела и чувствовала художница.
Фрида Кало говорила, что наиболее смешная вещь в мире — это трагедия, именно она поражает и приспосабливает разум к пониманию вечного и сложного. К великому счастью, в искусстве, как и в жизни, нет границ, кроме тех, которые каждый из нас выстраивает себе самостоятельно.
Арина Ганжелюк