Всё новое — хорошо переделанное старое. Три кластера на базе бывших домов культуры

Превращение старых зданий в новые точки притяжения жителей — одно из основных направлений в городской урбанистике. Польза очевидна — здания не простаивают, а район вокруг оживает. Но при создании кластера на базе советского здания возникает немало трудностей: бюрократия, основательный ремонт, необходимость сохранить историческое прошлое помещения.

«Луна» узнала истории креативных пространств, созданных на базе бывших домов культуры в трёх разных городах: Красноярске, Новосибирске и Петербурге. Каждый из этих случаев показывает, что подобные инициативы нужны людям, особенно за пределами Садового кольца и ЗСД.


Красноярск, культурное пространство «Каменка» на базе Дворца молодёжи

В 2013 году в промзоне Красноярска были только панельки, старый Дворец молодёжи и сидящие на лавочках местные пареньки. Тогда там появилась «Каменка», названная по имени реки под одноимённым парком и изменившая жизнь района. Спустя пять лет работы, про «Каменку» знает, наверное, все миллионное население Красноярска, а внутри неё появилось общественное рабочее пространство ЦЕХ и огромный коворкинг ТРУД.

  • Общественное рабочее пространство Каменка|Цех появилось на Каменке летом 2016 года. Туда можно прийти, вырезать заготовки из дерева или пластика на лазерном станке, сшить готовые предметы одежды, поработать с бумагой в полиграфическом цехе. Фото: Сергей Чивиков
  • Тренинговое пространство Каменки. 100 посадочных мест. Фото: Сергей Чивиков
  • Каменка. Атриум
  • Каменка. Атриум
  • Фасад Каменки
  • Каменка|Store — магазин сибирских товаров на Каменке. Там собрались сувениры от мастеров из Красноярска, Иркутска, Кемерово и других близких нам городов.
  • Каменка|Store — магазин сибирских товаров на Каменке. Там собрались сувениры от мастеров из Красноярска, Иркутска, Кемерово и других близких нам городов.

Член дирекции проекта Оля Нехайчик:

Старое здание Дворца молодёжи было огромным и в плачевном состоянии, а работающим в нём людям — скучно. Пиарщики Анна Иванова и Михаил Егошин решили менять это место вместе с Агентством по делам молодежной политики. Тогда район, где находится «Каменка», был печальным — это очень удаленная от центра промзона, район имел криминальное прошлое, а парк ДК воспринимался лишь как место, через которое можно пройти с одной улицы на другую.

Вдохновившись «Флаконом» и другими кластерами Москвы и Петербурга, ребята решили дать возможность молодым предпринимателям развиваться на базе ДК, предложив низкую цену на аренду помещений для мастерских, организацию событий и продвижение. В Красноярске такого не было от слова «совсем», так что ребята были первыми, кто внедрил это в городе. Сейчас в городе есть ещё одно подобное пространство, но оно очень уступает в масштабах.

Первыми мероприятиями в «Каменке» были «Кинолужайка» — показы под открытым небом — и «Картонвилль» — маркет, где в качестве витрин и декора были разные красивые штуки из картона. Потом сделали фестиваль еды «Ресторанный день», который сейчас перерос в самостоятельное событие «Рестодэй».

Результат — восторг, буря, безумие. Прогрессивная молодежь сразу оценила, но кто-то скептически относился к идее. Чтобы собрать 15 000 гостей на фестивалях, потребовалось четыре года упорной работы. Сейчас у «Каменки» есть как адвокаты бренда, так и те, кто не считает проект выдающимися. Но душу команды греют истории тех, кто приходил на первую «Кинолужайку» в статусе парня и девушки, а в этом году приезжают со своим сыном, или тех, кто поучаствовал в фестивале еды и напитков впервые просто с друзьями, а через год открыл свою сеть кофеен, бургерных, кондитерских. Мы сами видим, как «пацанчики с района» сначала курили на лавочках, а к концу лета на демонтаже таскали с нами мебель, потом шли за смузи в кофейню в здании. Это самое главное. Ну и квартиры там подорожали: теперь люди пишут в объявлении «район Каменки».

В команде сначала было двое человек, потом трое, сейчас их около тридцати. Все сооснователи и команда проекта — сотрудники государственного учреждения в ведомстве Агентства по делам молодежной политики, которое сделало огромный вклад. Для начала они просто поверили в идею и не испугались, а потом продолжили вкладывать в ремонт здания, создания магазина сибирских мануфактур, коворкинга, производственного цеха с кучей оборудования. Команда действует исключительно в паре с властями, Красноярску просто повезло, что у руля стоят современные и адекватные люди, которые не только доверяют, но и могут дать дельный совет.

Подобный проект можно сделать и в любом регионе, главное — найти инвестора. В каждом городе есть вредное производство, богатый чувак или еще кто-то, кому нужно вложить деньги в полезное дело. Для ремонта мы тоже искали инвесторов и участвовали в грантах. Это трудоемкая и непростая работа, никто не приходит с миллионами на ремонт к вам в офис просто так.

Новосибирск, культурный центр «Этаж» на базе Дома молодёжи

«Этаж» появился в Новосибирске в 2015 году и стал первым подобным проектом в городе. И тогда, и сейчас в его стенах проводят концерты, лекции, мастер-классы, выставки, дружеские посиделки, там развиваются начинающие творцы и находят друг друга люди. Создатели отмечают: «Это место, с которого началась новая культура города. Однажды мы просто захотели создать идеальное место для отдыха от шумного мира и восстановления душевного спокойствия. Оказалось, такое место нужно не только нам».

Экс-куратор Женя Благитко:

В 2011–2012 годах сибирский художник Денис Ефремов пытался создать в Новосибирске подобный проект, тогда у него был треш-бункер «Константа», но идея не развилась. В 2015 году мы с Денисом проводили выставки в Доме молодёжи, но дело не шло — не было поддержки от руководства. Всё началось, когда сменился директор, — она приняла наши идеи и предложила работать единой командой: так мы взялись за разработку первого пространства на базе молодёжного центра в Новосибирске.

Мы начали с поиска идей: я сидела и сёрфила все пространства в мире, на основе которых мы сформировали некий мудборд. С миру по нитке насобирали на «Этаж»: из выделяемых нам средств и из того, что нам приносили люди. Покрасили мебель и стены, но всегда помнили, что дело не в стенах, а в смыслах, которые в них остаются, поэтому старались параллельно привлекать к перерождению центра людей.

Когда создаёшь первый кластер в городе, возникают проблемы с тем, чем ты будешь его наполнять и кто твои гости. Мы сделали упор на события о культуре, искусстве и городской среде для молодёжи. Несмотря на то что мы делали «Этаж» на базе молодёжного центра и по бумажкам должны были работать с аудиторией от 14 до 30 лет, мы всегда были рады и детям, и пожилым, и взрослым, и молодым.

Наши критерии организации мероприятия очень простые — обязательно наличие идеи: люди должны понимать, зачем они приходят на событие и что из него вынесут. Если это концерт, то обязателен интерактив со зрителями, открытки с музыкантами, нужно сделать так, чтобы гость получил максимально много чувств и эмоций.

Проблемой стало то, что мало тех, кто ходит на события, а тех, кто их организовывает — ещё меньше. Приходили одни и те же люди, поэтому мы пошли дальше, занялись «продюсерской деятельностью» и стали развивать тех, кто не знает, с чего начинается первый концерт или собственная выставка. Так мы стали воспитывать новое культурное поколение. Если ты музыкант, поэт, художник, писатель или просто творческий человек, то команда «Этажа» поможет тебе в первых шагах.

Коммерция полностью отсутствует на «Этаже», платные услуги запрещены, а все события бесплатны. Это сначала вызвало недоумение у гостей, все привыкли, что халява — всегда плохо. Поэтому нашей валютой стало отношение гостей к пространству. Если они приходят на бесплатное событие, то они должны бережно относиться к нему, помогать в организации и развитии пространства. Так нам удалось создать сообщество вокруг «Этажа», которое было готово пойти за нами и в огонь, и в воду, помогать нам в качестве волонтёров, организаторов, партнёров.

Безусловно, в создании «Этажа» есть заслуга городской администрации, потому что помещение и вся коммунальная оплата на мэрии. Но у нас не было денег, мы привозили вещи из домов или дач, чтобы «Этаж» стал максимально уютным. Мы постоянно подавали на гранты, но нам отказывали: «Что это за проект вообще, непонятно, что вы здесь делаете». Поэтому мы просто продолжали своё дело. Плюс от нас требовали заполнять какие-то безумные документы, бесполезные отчеты и бумажки. Когда на «Этаж» стало приходить много людей, наверху поняли, что людям интересно. Мы выиграли несколько грантов, закупились мебелью и техническим оборудованием.

Любой город нуждается в таких проектах, от жителей всегда есть запрос на события, но нужно удивлять, придумывать форматы. «Этаж» был свежим проектом для Новосибирска. До этого существовало несколько лофтов, но они были направлены на более взрослую и состоятельную аудиторию. «Этаж» дал старт новым проектам и показал, что даже если у вас нет средств, но есть команда и вера, то обязательно всё получится, нужно просто много работать и вкладывать сил.

Санкт-Петербург, креативный кластер «Дом культуры» на базе ДК им. Газа

В 70–80-х годах ДК им. Газа в Кировском районе был главным местом для художников-нонконформистов — одна из их первых легальных выставок в СССР состоялась именно тут, тогда 50 художников представили свои работы. Событие стало катализатором для всплеска ленинградской независимой культуры, породив у людей интерес к современному искусству, которое впервые было одобрено властями. Выставки продолжались, позже появился термин «газаневщина». Сейчас, спустя более тридцати лет, из кластера исчез тот дух независимого искусства, но его пытаются возродить, и, кажется, получается. Недавно созданный кластер «Дом Культуры» продвигает различные направления искусства через концерты, выставки и лекции, а прошедший День концептуального вандализма возрождает былые традиции.

Куратор Вадим Рыбкин:

Проект разрабатывала небольшая команда с привлечением архитекторов и дизайнеров. Здание ДК не стояло заброшенным, в нём сохранились многие кружки и музыкальные школы, детские занятия, до сих пор работает Музей истории и техники Кировского завода. Но большую часть площади отдали под коммерческую аренду: шубы, шляпы, пальто и белорусский трикотаж. Всё это развивалось без обозначенной структуры и концепции.

Наша команда увидела большой потенциал здания для создания в нем креативного кластера. В начале 2017 года мы приступили к реконцепции, при разработке которой опирались как на наследие самого ДК, так и на собственный опыт работы в центре города. Постепенно возникла идея строительства контейнерного парка на площади перед зданием, появилась арт-резиденция, пополняемая работами современных художников: Игоря Яновского, Владимира Абиха и других. Концертный зал полностью восстановлен и адаптирован для современных мероприятий.

При работе над «Домом Культуры» сложно работать с советской планировкой, только при правильном подходе она позволяет грамотно организовать пространство для работы резидентов и проведения мероприятий. Тем не менее советские Дома культуры достаточно удобны для культурных проектов вроде театров и лекториев.

  • Фудкорт у «Дома Культуры». Снимок сделан весной 2017 года.
  • Проект боксопарка.
  • Свободное пространство «Циферблат» — один из главных резидентов кластера
  • Художественная школа в «Доме Культуры»
  • Концертный зал «Дома Культуры»
  • Микрокофейня в кластере
  • Инсталляция Владимира Абиха около кластера

Мы стараемся подбирать тех резидентов, которые впишутся в общую концепцию кластера. Упор не только на развлечения, но и на сохранение школ, детских кружков и точек притяжения жителей района. Здесь гораздо лучше вписываются образовательные и социальные проекты. Благодаря большим площадям у нас появляется возможность размещать такие проекты, как «Циферблат», рестораны, школы и выставочные пространства.

Некоторые арендаторы достались кластеру вместе со зданием, но они постепенно заменяются новыми, теми, которые вписываются в новую концепцию. Сделать это в один момент невозможно, но мы ведём активную работу и специально зонируем пространство. На данный момент 90% резидентов вне концепции уже заменено новыми. Интересно, что некоторые проекты перестроили свою бизнес-модель таким образом, чтобы вписаться в новые стандарты нашего пространства — художественные студии стали работать не только с детьми, но и со взрослыми, в их программе появились курсы по современному искусству и живописи, они стали принимать участие в наших культурных событиях.

Расположение «Дома Культуры» совсем не удалено от центра, всего 10–20 минут на любом транспорте. Зато здесь можно выставить проекты и давать им гораздо больше возможностей для развития, поэтому упор мы делаем на всех петербуржцев. Далеко не все посетители центральных кластеров живут в центре города, а теперь появилась площадка, до которой гораздо проще добраться.

Сейчас мы увеличиваем количество образовательных проектов, современных маркетов и мероприятий, связанных с популяризацией современного искусства. Хоть следы «газаневщины» уже давно стёрты, но память жива. Проведённый День концептуального вандализма напрямую связан с прошлым ДК, но мы решили не повторять ту же самую выставку, собрав авторов «газаневщины», а показать творчество новых лиц современного искусства. Многие из них, мы уверены, станут известны в будущем, а мы можем предложить им полную свободу творчества.

Полина Агеева