Трамвайную сеть Санкт-Петербурга считают одной из самых крупных в мире, она занимает четвёртое место по протяжённости путей — 228 километров. А 30 лет назад она была самой большой в мире, её длина равнялась 600 километрам. С наступлением XXI века трамвайная сеть стала постепенно уничтожаться, сократившись в более чем два раза. Городу это не выгодно по двум причинам. Первая трамвай — самый эффективный вид наземного общественного транспорта. Вторая: долгое время трамвай был настоящим символом Санкт-Петербурга. Чтобы убедиться в первом, можно прочитать профессиональную литературу, например книгу Вукана Вучика. Для подтверждения второго мы решили изучить историю петербургского трамвая и наглядно показать, что когда-то он был главным на улицах города.
История петербургского трамвая начинается с появления «конки» — вагон по рельсам тащили запряжённые лошади. В 1863 году по Невскому проспекту поехал первый трамвай на конной тяге. Новый вид транспорта сразу полюбился жителям, потому что позволял простым людям перемещаться по городу быстрее, чем пешком: за первый год работы конка перевезла 1,5 миллиона пассажиров. Спрос на поездки постоянно рос, и скоро встала задача повысить провозную способность. На линию выпустили вагоны типа «Империал», на крыше которых были места для пассажиров. Провозная способность каждого вагона увеличилась вдвое. Кстати, проезд на втором этаже стоил дешевле — сверху не предполагалось крыши, поэтому в плохую погоду поездки проходили без комфорта.
Трамвайная сеть продолжала расширяться, и параллельно в городе проводили эксперименты по запуску трамвая на электрической тяге. Но так как у сети конных трамваев была абсолютная монополия на перевозку пассажиров, долгое время прогрессивные технологии лишь тестировали в отдельных частях города. Например, в 1880 году успешно продемонстрировали электрический трамвай в районе Дегтярного переулка, но из-за сильной позиции общества конно-железных дорог электрический трамвай не появлялся на улицах Петербурга ещё 27 лет.
У конки было исключительное право на перевозку пассажиров только по улицам, поэтому несколько лет в городе каждую зиму запускался ледовый трамвай. По Неве укладывали рельсы и шпалы, вставляли столбы с контактной сетью, и за 3 копейки с января по март можно было перебраться с одной сторону на другую. Всего было четыре маршрута: от Сенатской площади к Академии художеств, от Дворцовой к Мытнинской набережной, от Суворовской площади к Выборгской стороне, от Суворовской площади к Петербургской стороне. Необычный транспорт перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров.
В 1903 году городские власти начали готовить проект сети электрического трамвая из 24 маршрутов. Планирование и подготовительные работы заняли несколько лет — нужно было реконструировать мосты через Неву, проложить новые рельсы, построить электростанции и трамвайные парки. В итоге, в 1907 году запустили электрический трамвай, который соединял Главный штаб с 8-й линией В. О. На момент запуска власти решили использовать позонную систему оплаты: стоимость билета зависела от зон, в которых перемещался пассажир. Для удобства билет для каждой зоны имел собственный цвет. Сейчас позонную систему оплаты используют во многих крупных городах Европы: Хельсинки, Берлин, Копенгаген, Париж.
Трамвайная система начала активно развиваться и приносить прибыль — электрический транспорт был очень популярен у петербуржцев. Вскоре трамвайные маршруты протянулись по всем основным улицам города. К 1914 году прибыль от перевозок увеличилась в 10 раз и превысила 10 млн рублей.
С момента появления конки трамвайная система постоянно развивалась и набирала популярность у жителей города. Это происходило потому, что конка позволила простым людям быстро перемещаться по городу в относительном комфорте. Раньше конным транспортом пользовались только привилегированные жители, а существовавшие в то время многоместные повозки омнибусы были очень медленными. В итоге, в 1914 году на трамвае можно было доехать практически до любой точки города, а маршруты проходили по главным улицам. В следующей части мы расскажем, как петербургский трамвай пережил блокаду и продолжил развиваться в период Советского Союза.
Артём Николаев