Петербург может смело похвастаться количеством креативных современных проектов, которые создали местные жители. Одна из таких инициатив — Точка кипения ГУАП. В январе 2020 года в центре города, на Большой Морской улице, 67, откроется пространство, которое объединит экологию и современное искусство с целью трансляции актуальной научной повестки через художественные объекты в городской среде. Там будут проводиться лекции, воршкопы, паблик-толки и множество других мероприятий, в результате которых участники смогут тесно познакомиться с экологической повесткой через призму искусства и сформировать полезные экопривычки. «Луна» поговорила с куратором проекта Лизой Савиной о том, кто решил выделить деньги на такую необычную инициативу, как проходит подготовка к открытию и почему эта идея уникальна.
— Как появилась идея создать такой проект?
— Идея создать проект появилась довольно неожиданно. Мне предложили попробовать сделать что-нибудь в ГУАПе, и я наткнулась на кафедру экологии. Изначальная задача заключалась в ревитализации слепой зоны — за Манежем в сторону Новой Голландии. Там есть огромный квартал, который раньше занимал Конногвардейский корпус, а сейчас это всё разбито между собственниками и получается так, что район Центральный, но не живой. Пока мы думали, как это можно ревитализировать, поступило предложение начать с ГУАПа. Я печально ходила по коридорам и наткнулась на кафедру экологии и вспомнила, что мы уже делали рядом с Манежем арт-проект про экологию. Я предложила коллегам собрать такую конструкцию: экология + искусство, которой нет ни у кого, и попробовать реализовать её вокруг кафедры экологии ГУАПа. Мы решили, что это должно быть пространство для совместной работы и начали коммуницировать с Точками кипения. Постепенно у нас собралась команда. Точка кипения — это франшиза Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), пространство коллективной работы.
— Вы уже реализовали какие-то проекты? Расскажите о них.
— Один из первых проектов, который мы делали, назывался «Новая культурная география». С нашей стороны это была попытка интегрировать вуз в городское культурное пространство — когда вуз становится частью городского маршрута, а не отдельным зданием, стоящим на краю слепой зоны. Параллельно мы начали собирать сообщества, сделали трёхдневный фестиваль с экологической направленностью Urban Jungle Fest и уже с участниками этого фестиваля придумали детскую лабораторию по урбанистике, в частности, чтобы посмотреть, как будут реагировать дети на экологическую повестку. Если ты девиртуализируешь какое-то пространство для детей, когда они подрастают (а это происходит быстро), у них это место появляется на карте. Люди автоматически начинают туда подтягиваться — и пространство становится частью городской среды. Детская лаборатория по урбанистике стала для нас тестовым проектом в таком формате. Сейчас мы тестируем демо-версию открытого университета. Поскольку вуз технический, в какой-то момент к нам присоединились инженеры, и теперь у нас есть и инженерные треки. Сам проект собран студентами Смольного, которые работают в нашем фонде. На самом деле, очень интересно наблюдать, как одни студенты работают для других студентов — это как раз та коллаборация, благодаря которой, как мне кажется, может что-то получиться. Хотя, конечно, этот опыт для обеих сторон является экспериментальным. Но собственно, Точка кипения ГУАП — это пространство живого эксперимента, так что здесь всё соответствует представлениям о прекрасном.
— На кого рассчитано пространство?
— Наше пространство рассчитано на молодежь. Мы ставим рамку 15-24, но прекрасно отдаём себе отчёт в том, что люди, которые формируют профессиональные сообщества, в том числе художественные — в среднем немного постарше. Поэтому пусть будет 15-50, без эйджизма. Нам важно, чтобы здесь собирались люди с активной жизненной позицией. А чтобы это реализовать, мы придумываем какие-то темы. Сейчас идёт «Открытый университет» — это бесплатный образовательный интенсив о современных технологиях, прикладной экологии и влиянии этих сфер на окружающую среду и культуру повседневности. Это очень короткая демо-версия, рассчитанная на две недели. Если сейчас мы поймём, как она работает, какие люди и откуда сюда приходят и какая у них мотивация, — то в следующем году мы сможем расширить эту программу. Вокруг университета формируются четыре условных сообщества — экология, художественная среда, инженеринг и профессии будущего.
У меня, например, изначально была профессия будущего. В 1992 году я поступила на специальность арт-маркетинг, которая тогда была вообще не актуальна, рабочих мест не было. Никто не понимал, что это такое и как это применять на практике. Сейчас это одна из самых востребованных специальностей, потому что курирование как интеллектуальный рост не даёт возможность студенту владеть практическими навыками и видеть картинку целиком. Любой проект — это не только выставка, но ещё и то, что вокруг неё происходит.
— Кто и почему выделил деньги на реализацию Точки кипения ГУАП?
— Этот проект профинансировал вуз. Сейчас мы фандрайзим деньги на всякие реализационные вещи и привлекаем дополнительные ресурсы, например гранты. Для того, чтобы привлекать стороннее финансирование, нужно понимать, что ты продаёшь и что ты вкладываешь в эти конструкты. Для того, чтобы это понять, тебе нужно сначала эти конструкты создать.
В этом университете очень живой ректор, она большая молодец. Нужно обладать изрядной силой воли для того, чтобы вложиться в такую инициативу, потому что в силу разных причин большая часть такого рода институций довольно архаичны. Для того, чтобы что-то внутри переделать, нужно очень сильно пахать. Но и результат не заставляет себя ждать. Как пример, могу привести ИТМО, который стал одним из первых вузов, начавших красиво перестраиваться с правильной повесткой.
Очень круто, что ГУАП смог аккумулировать средства и человеческие ресурсы и сделал шаг в сторону такой позитивной футурологии. И там, где сейчас строится Точка кипения, была адская олдскульная мастерская. Всё, что там находилось, заехало в эти здания в 1960-70 годы, и ремонт там сохранился как раз конца этих годов. Такой ранний советский модернизм, не очень дорогой. Сейчас это всё потихоньку оживает и это очень круто.
— Каким будет формат мероприятий в будущем пространстве?
— Точка кипения — это много про конференции и разговоры. Это то, чего реально не хватает в городе, потому что ещё три года назад я бегала по Питеру и искала дискуссионную площадку для форума. Для того, чтобы что-то запустить, нужно договориться, как это запускать. Люди ищут место для деловых встреч и переговоров, и зачастую этим местом является кафе. А Точка кипения ГУАП станет площадкой, которая сможет отвечать разным запросам: здесь появится коворкинг, конференц-зал на 120 человек, пространство для общественных дискуссий и комната для переговоров или круглых столов. Последние два помещения будут вмещать до 40 человек. Мы ещё не открыли пространство, все наши мероприятия пока организуются в режиме сессий планирования. Мы придумываем, что мы будем делать в следующем году. Сейчас это всё строится и должно открыться в конце января.
— Кто составляет команду и кто будет выступать в качестве спикеров?
— У нас собралась очень крутая команда. Я этого не ожидала и боялась, что люди будут со старорежимным мышлением, но оказалось наоборот. Например, учёные, как это часто бывает, изначально были настроены довольно скептически. Зато сейчас они активно участвуют в реализации проекта. И я думаю, что через год это будут совсем другие люди с точки зрения коммуникации.
Спикеры у нас разные, иногда привозим специалистов, иногда приводим лидеров мнений, в том числе и разных преподавателей. Наша задача: смешать компетенции. Для студентов это хорошо. Хочется, чтобы у людей с разными интересами была возможность получить справедливую оценку своих проектов уже на этапе формирования. А для этого должна быть разносторонняя экспертиза.
— Что станет основной темой проекта?
— Искусство здесь — связующая история, такая пластическая масса, которая скрепляет всё. У нас есть искусство, экология и появился инженеринг — ребята, которые занимаются IoT, делают прекрасные воркшопы. Например, на последнем они рисовали в Майнкрафте планы умных домов, и это выглядит очень круто.
Как куратор, я наблюдаю за тем, что происходит внутри, и пытаюсь понять, как это можно прикрепить к художественной повестке. Здесь скорее работает способ визуализации. Есть мечта — сделать такую структуру, где художники будут приходить в лабораторию и работать с учёными. Тогда science art у нас будет действительно science art. Это будут не танцы вокруг коллайдера, а реальные разработки, где люди двух полярных систем организаций мозга смогут создавать что-то принципиально новое. Это очень интересно, потому что процесс живой.
Все наши программы направлены на то, чтобы встряхнуть людей, потому что уровень заинтересованности снизу очень низкий. Существует действительно мало проектов, которые реализуются обычными людьми, а гражданское общество вообще-то предполагает активное участие граждан в строении этого общества. Научно-техническая история считается максимально перспективной. И я могу сказать, что наша инициатива зашла достаточно хорошо.
— Что вы думаете по поводу проекта? Вы довольны тем, как он развивается?
— Людям интересен «Открытый университет», хотя я боялась, что никто не будет принимать участие конкретно в этом проекте. Даже мой 15-летний ребёнок в воскресенье встал в 10 утра, что само по себе невероятно, и пошёл в университет. Ничего не предвещало. Когда ты видишь реакцию снаружи — это страшно вдохновляет.
Я надеюсь, что Точка кипения станет живым пространством, где можно будет не только разговоры разговаривать, но ещё и что-то делать. Когда есть короткий временной отрезок между придумыванием проекта и его реализацией — это всегда очень вдохновляет, потому что у всего, что ты делаешь, есть быстрая обратная связь.
Олеся Гаврилова