Когда ВКонтакте появились паблики, их стали заводить все кому не лень. От редакций крупных СМИ до поэтов и фотографов всех цветов и размеров – паблика не было разве что у твоего соседа-алкоголика. Все вокруг завели, а я чем хуже!
Примерно та же ситуация через несколько лет повторилась и с мессенджером Telegram. К зиме 2018 собственным каналом обзавёлся практически каждый. Ну, кроме всё того же соседа. А я чем хуже? Сегодня «Луна» рассуждает о том, почему вы опоздали с созданием канала.
Нет оригинальной идеи
У любой свежей и оригинальной концепции канала, которую вы сейчас придумаете, есть два варианта. Первый: эта идея нисколько не свежа и ни разу не оригинальна. Есть уже десяток-другой каналов с одинаковым содержанием, которые с разной степенью успешности работают не первый год. А если идея связана с криптовалютами, то имя им легион.
Второй вариант: идея не затёрта до дыр, но уже успешно работает на человека, который вас опередил. Пусть это личный блог с интересной идеей или дневник сельского учителя – неважно. Не пытайтесь создавать копию. Она всегда хуже оригинала.
Нет времени
Допустим, вы оказались уникальным самородком и придумали самую что ни на есть новую идею. Или на вас снизошло небесное озарение. Или низкий голос из космических глубин нашептал вам её во сне. Неважно. В общем, идея есть. А времени нет.
Вы, скорее всего, большую часть времени проводите на работе. В офисе, в редакции или на заводе. Днём создавать контент вам некогда, а вечером нет сил. Если вы посмеиваетесь над фразой «Канал – это вторая работа», то успеха от этой затеи не ждите. Вести канал на расслабоне, одними пересланными сообщениями да автопостингом из ВК – такая себе тактика.
Может быть, вы зарабатываете по триста тысяч в месяц каким-нибудь пассивным доходом и не заняты ежедневной работой? И времени на то, чтобы наполнять канал увлекательным контентом, у вас завались? Хорошо. Но, во-первых, зачем тогда вам этот самый канал, а во-вторых, не врите.
Хотя бы несколько раз в неделю вам придется продумывать идею поста, работать над его написанием, оформлением и подачей. А вот тут вы сталкиваетесь со следующей проблемой.
Нет нормального инструментария
В Телеграме отвратительные инструменты для работы с постами. Да, можно и отложенный постинг устроить, и галерею картиночек прикрепить, и даже голосование провести. Но для этого вам придётся подружиться с ботами. Затем добавить их в админку канала и разобраться, как они работают. А работают они иногда из рук вон плохо.
И когда вы поймёте, что даже полужирный текст можно сделать только через ботов, ваш запал начнёт угасать. Статистика канала тоже работает через задницу и танцы с бубном. А про просмотр своих подписчиков можно и вовсе забыть: Телеграм покажет только последнюю двадцатку. Но вы и её не наберёте, потому что у вас…
…нет таких денег
Всё просто. На заре голубенького мессенджера рекламу можно было купить за смешные деньги. Или вообще получить бесплатно, за взаимный пиар. Сейчас такая традиция сошла на нет – авторы даже не самых крупных каналов берут за рекламу внушительные суммы. И мы их понимаем. И вы их, наверно, тоже понимаете. Поэтому без стартового капитала соваться туда глупо и опрометчиво. Не лезь, она тебя сожрёт.
Нет площадок для рекламы
Ладно, хорошо. У вас есть крутая идея, время и вагон денег. Вы всерьёз намерены работать над своим каналом. Писать, снимать, оформлять и – что немаловажно – рекламировать.
А рекламировать, собственно, практически негде. Найти подходящий для рекламы канал – дело сложное и муторное. Перелопатив тысячи мусоросборников с ботами и «узбеками», вы рано или поздно найдёте тот самый. И вести его будет адекватный, приятный в общении человек. И рекламная политика вас устроит. И аудитория там будет самая лояльная и элитная. И ваш текст будет самым продающим, написанным по всем заветам Ильяхова.
Нет возможности заработать
Обратная сторона предыдущей проблемы. Набив шишек с покупкой рекламы, вы наберёте несколько тысяч подписчиков. Их вы будете любезно кормить крутым контентом. И всё будет хорошо. Полдела сделано.
Осталось самое главное. Ради этого, кажется, всё и затевалось. Пора зарабатывать! Вы ждёте своего заветного рекламодателя с распростёртыми объятиями и выгодным прайсом. Но он не приходит. И не придёт.
Нет, реклама в Телеграме, конечно, есть. И иногда это даже солидные внешние рекламодатели, а не просто бессмысленные «дружеские рекомендации» других каналов. Но постоянного потока рекламы у вас не будет. Возможно, вам самим придётся бегать по каналам с просьбой купить у вас пост. Это довольно унизительно. Мечта о том, как вы продадите канал за миллион, словно Артур Чапарян – свою «Бывшую», исчезнет быстрее, чем мессенджер заблокируют.
Слухи о том, что Телеграм заблокируют с Нового года, в июле или в следующую пятницу ходят уже давно. К сожалению, слухи эти не всегда беспочвенны, и готовиться стоит к худшему. Да, мы все умные люди и знаем про способы обхода блокировок. Но при таком сценарии потеря подписчиков неизбежна. Что уж говорить о доходах с продажи рекламы.
Нет необходимости
Артемий Лебедев завел свой канал в начале декабря. Сейчас у него почти сто тысяч подписчиков. Разумеется, он ни разу не покупал рекламу. Ему она не нужна. Для него канал – это просто ещё одна площадка в портфолио и новый источник заработка. Как полумёртвый ЖЖ. Потому что он Артемий Лебедев.
А вы – не Артемий Лебедев. Да и вообще – лицо в медиа и социальных сетях не особо известное. Поэтому даже при стабильном вливании крупного бабла ваш канал рано или поздно обречен на вымирание.
Все эти неприятные штуки работают только в том случае, если с помощью канала вы решили заработать и стать популярным. Однако если у вас не завышенные амбиции, а канал вы ведёте просто так, для души, то и ведите его себе спокойно. С любовью и капелькой юмора. И искренностью. Она всегда подкупает.
Может быть, и взлетит.
Виталий Балашов