Граффити и стрит-арт — неотъемлемая часть городского пространства. Мы встречаем их везде: и в центре, и на городских окраинах. Это направление искусства вызывает множество юридических и эстетических вопросов — власти пытаются взять эту сферу под контроль, а общество обсуждает их уместность в тех или иных местах. «Луне» стало интересно, как граффити и стрит-арт влияют на городскую среду и туристический поток, поэтому мы попросили Полину Штанько, сотрудницу Института исследования стрит-арта, написать об этом колонку и рассказать о граффити-туризме. 

Зимой в Санкт-Петербурге проходила выставка-ретроспектива замечательного уличного художника Паши183, известного во всем мире как P183 или «Русский Бэнкси», которого, к большому несчастью, уже нет с нами. Паша183 по сей день остается моим любимым уличным художником, именно поэтому работать на этой выставке в качестве арт-медиатора было для меня честью. Рассказывая про творчество Паши, я также проводила интервью с посетителями, большинство которых были туристами. Был ключевой вопрос: какова основная цель визита в Санкт-Петербург? 

Каково же было мое удивление, когда около 70% респондентов ответили, что приехали в Петербург, чтобы познакомиться с местным стрит-артом, а один молодой человек приехал из Москвы только ради выставки, посвященной Паше183, и его знаменитой «Аленки». Для меня это было большим откровением, поэтому сегодня я расскажу про граффити и стрит-арт и их влияние на развитие городской среды и международного туризма.

 

Работа Паши 183 «Алёнка»

 

Стрит-арт сегодня — это мощный инструмент по развитию и изменению городского облика. Применение инструмента разнообразно: можно бороться с серостью и однообразием жилой застройки или, например, указывать на городские проблемы — на ветхость историко-культурного объекта или проблемы экологии в городе. Удивительно, что именно в Санкт-Петербурге появились первые в мире Музей стрит-арта и Институт исследования стрит-арта, ведь основные точки притяжения туристов в Петербург — все еще Эрмитаж, Нева и разводные мосты. В отличие от некоторых других городов — Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, которые являются негласными столицами стрит-арта в России. Первый знаменит благодаря уличному художнику Никите Nomerz и его фестивалю МЕСТО, второй — благодаря художнику Тимофею Раде и его запоминающимся философским высказываниям на улице.

Работа Тимофея Ради «Я бы обнял тебя, но я просто текст», созданная в 2013 году в родном городе художника Екатеринбурге.

Ко всему прочему, граффити, стрит-арт и паблик-арт способствуют преобразованию малых промышленных городов в современные музеи под открытым небом и создают для них имидж туристически привлекательных городов. Яркие примеры — небольшой металлургический город Выкса с населением 53 тыс. человек, в котором уже на протяжении восьми лет проходит фестиваль Арт-Овраг, и нефтяной Альметьевск, где последние два года проходит паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках», которую курирует Институт исследования стрит-арта. Таким образом, сегодня мы наблюдаем зарождение нового направления во внутреннем и международном туризме — граффити- или стрит-арт-туризм.

Работа уличного художника Kreemos для паблик-арт программы «Сказка о золотых яблоках» в Альметьевске. Фото: streetartinstitute.com

Граффити- или стрит-арт-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними — street art hunting. Граффити-туризм можно рассматривать как часть событийного туризма (стрит-арт и паблик-арт фестивали, граффити-джемы), а также как и часть культурно-познавательного туризма.

Вернемся к выставке-ретроспективе Паши183. Можно сказать, что один человек, который приехал в Санкт-Петербург ради выставки Паши183, — это скорее исключение, чем правило. В ответ на это можно вспомнить 2013 год и яркую поездку Бэнкси в Нью-Йорк, когда люди со всего мира ехали в американский мегаполис только ради того, чтобы сфотографировать работы художника. Люди в буквальном смысле охотились за ними, делились координатами нахождения работ, выкладывали фото в соцсети. Вот вам и культурно-познавательный граффити-туризм. А что касается событийного, то опять же можно упомянуть парк аттракционов Dismaland, созданный Бэнкси, посетить который хотело чуть ли не все население нашей планеты. Сайт продажи билетов рухнул в течение суток из-за большого наплыва желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Но лично для меня ярким примером влияния стрит-арта и паблик-арта на развитие городской среды и международного туризма является столица Республики Беларусь – Минск. Стоит сказать, что сегодня в большинстве своём муралы унифицируют города, ввиду того, что их создают одни и те же художники, путешествующие из страны в страну, посещая различные стрит-арт фестивали, которые, как часто бывает, похожи друг на друга. А это в свою очередь означает, что разрушается уникальный облик города, а впечатлить людей, путешествующих с целью увидеть те или иные работы, уже устало сложнее. Но в случае Минска, уникальный городской облик благодаря стрит-арту начал только создаваться, а интерес туристов к белорусской столице все больше подогреваться.

 

«Городская девушка в вышиванке» от британско-австралийского художника Гидо ван Хельтена, созданная в 2015 году в рамках фестиваля Urban Myths. За неделю до начала создания работы художник изучал культуру Беларуси, побывав в нескольких музеях Минска, а также посетив города-музеи Несвиж и Мир. В частности в Музее народной архитектуры и быта в Строчицах, Минском районе художник общался с сотрудниками музея и просмотрел много книг, чтобы понять, как совместить в будущей работе старинные традиции с современными. Результатом творческих поисков стало изображение девушки в современной одежде, из-под которой выглядывает традиционная вышиванка. Для этой работы художник сфотографировал девушку в настоящей вышиванке, которой больше 150 лет.

Минск — прекрасный город с многовековой историей, изучая которую, всегда откроешь для себя что-то новое и неизведанное. Но иностранный турист вряд ли целенаправленно поедет в Минск. Не каждый иностранец ответит, где находится Беларусь, а если и ответит, то задумается, какие яркие достопримечательности там есть. И это несмотря на то, что в Минске есть новые памятники архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, реконструированный стадион Динамо, современный Музей Великой Отечественной войны. Большинство старых памятников были уничтожены во время Великой Отечественной войны и в процессе социалистического градостроительства: на месте исторических зданий возводились новые, в стиле сталинского ампира.

До недавнего времени у большинства людей, кто знает или слышал о Минске, город ассоциировался с советским прошлым, стерильной чистотой, отсутствием большого скопления туристов и бюджетным отдыхом. Но все изменилось в 2014 году, когда именно благодаря стрит-арту и муралам город начал преображаться, а способствовали этому два ярких фестиваля уличного искусства Vulica Brasil и Urban Myths.

Фестиваль Vulica Brasil запустили по инициативе посольства Бразилии в Минске, творческого объединения GataProduções и белорусского стрит-арт-сообщество Signal. Благодаря коллаборации известных бразильских художников, таких как OS GEMEOS, Tinho, SPETO, Рожерио Фернандес, с яркими белорусскими уличными художниками — Евгения Cowek, Евгения Mutus, Александра Kontra и другими на сегодняшний день создано более полусотни легальных объектов стрит-арта, включая инсталляции, муралы, малые архитектурные формы. 

В свою очередь фестиваль Urban Myths, который запустило вышеупомянутое стрит-арт сообществом Signal, носит полулегальный характер: многие работы создаются без официального согласования с местными властями, поэтому рискуют быть закрашенными, а сбор средств на создание работ происходит с помощью краудфандинга. Отличительная черта фестиваля — тематика, связанная с мифологией и городскими легендами, которыми должными вдохновиться зарубежные художники. Только после знакомства с Минском, его историей и традициями, прошлым и настоящим уличные художники могут приступить к созданию эскиза — это важное условие участия в фестивале.

 

Работа греческого художника INO «Человек без идентичности» созданная в рамках фестиваля Urban Myths в 2015 году. Работа почти сразу попала в месячный топ-10 граффити мира по версии журнала StreetArtNews. INO Минск очень понравился, однако мнения минчан о работе разделились: одни восхищались, другие считали работу депрессивной, дав ей альтернативное название “Ангел смерти”. Ввиду негативных отзывов и петиций, как за, так и против, полученных исполнительным комитетом, в итоге работа была закрашена в 2018 году. Сам автор создавал мурал в течении 3х дней и посвятил работу всем невинно осужденным и наказанным.
У автора статьи есть другая интерпретация: работа отображает исключительную меру наказания — смертную казнь. Беларусь является единственной страной в Европе и СНГ, в которой применяется смертная казнь.

Вернемся к фестивалю Vulica Brasil. Все началось с индустриальной улицы Октябрьская, которая на сегодняшний день стала местом притяжения как жителей, так и гостей Минска. Но что же из себя представляла Октябрьская до появления фестиваля Vulica Brasil? Несмотря на то, что улица находится в относительном центре города, она всегда была промышленным и тихим местом, так как на протяжении всей улицы располагаются производства, одно из которых — станкостроительный завод «МЗОР».

Стоит также отметить, что, несмотря на свой индустриальный дух, это место находится недалеко от исторического центра Минска. Но именно благодаря появлению фестиваля Vulica Brasil тихая глухая производственная улица Октябрьская трансформировалась в яркое общественное пространство под открытым небом. Для жителей Минска появление ярких образов на городских стенах было в какой-то мере культурным шоком, но пережили они его без негативных последствий. Даже наоборот, жители начали проявлять любопытство и интерес к уличному искусству, а также к творчеству белорусских и бразильских художников, яркие краски и абстрактные образы которых вдохнули новую жизнь в промзону и оживили городскую среду.

Необходимо упомянуть, что все работы, созданные в рамках фестиваля, располагаются не только на Октябрьской, но также и на улицах Фабричная, Калинина и Энгельса — в шаговой доступности друг от друга, что дает колоссальные возможности для проведения экскурсий жителям и гостям столицы, а также удобство для самостоятельного изучения произведений.

В 2019 году в рамках нового сезона фестиваля Vulica Brasil организаторы разработали экскурсию по арт-объектам, созданным за последние 5 лет.

За годы проведения фестиваля была проведена колоссальная работа по изменению городской среды, а улица Октябрьская удивительным образом превратилась в художественную галерею. Создателям фестиваля удалось достигнуть главной цели — создать для Минска имидж интересного, прогрессивного, яркого города. Ведь именно благодаря фестивалю Vulica Brasil Минск по праву можно считать меккой белорусско-бразильского стрит-арта, а фестивальная улица Октябрьская стала популярным туристическим местом Минска.

Таким образом, на примере Минска мы увидели, что граффити- и стрит-арт-туризм — перспективное направление развития международного туризма, благодаря которому создаются новые достопримечательности и повышается культурный облик города, что вызывает интерес не только со стороны местных жителей, но и со стороны зарубежных туристов.

 Полина Штанько

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *