Новая трилогия «Звёздных Войн» вызвала зубовный скрежет у большого количества людей. Столько праведной ненависти не было давно. А, собственно, почему?
Жгучая ненависть преданных фанатов к последним эпизодам, конечно, много говорит о культовой мощи франшизы, её независимости от воли создателя и, тем более, от воли бездушного правообладателя.
Но сегодня не об этом. Восхвалять величие «Звёздных Войн» и их значимость для массовой культуры – это как плевать в море, чтобы оно стало мокрее. В новом тексте попытаемся разобраться с этим и примирить фанатов с новой реальностью. Или не примирить.
Какие жалобы в плане сюжета и сеттинга сыплются на новые эпизоды?
Несоответствие книжному канону, который за прошедшие годы прописан на тысячи лет вперёд и назад. Да, если вы вдруг не знали, вселенная Звёздных Войн – это не только кино и Звезда Смерти из лего. Это центнеры фантастической литературы. Домашние дети с кривыми позвоночниками исправно всё это читали с фонариком под одеялом.
Несоответствие духу классических эпизодов и тогдашних характеров персонажей.
«Да разве мог Люк поднять руку на подростка, он так верил в добро в своём отце!»
И всё такое. Нет, серьёзно, это практически прямая цитата.
Полное обесценивание достижений предыдущего поколения, причем с обеих сторон.
Как будто это что-то плохое. Как будто все инициативы обязательно ждёт сокрушительный успех, а иначе не снимай кино, продюсер голливудский.
Наши тезисы таковы:
Развитие политической истории – логично.
Новый виток франшизы – актуален и идёт в ногу с интеллектуальной модой.
Сценарист сказанул, как Боженька.
Качеством актёрской игры и выверенностью диалогов – пренебречь.
Надеемся, нас за это не сожгут на костре из световых мечей.
Что такое «Звёздные Войны» и чем они отличаются от Азимова и Гаррисона
Во-первых, ЗВ всегда были фентезийной легендой с мечами в космических декорациях, а не научной фантастикой.
Никакие проблемы научной фантастики там не ставятся: все эти искусственные интеллекты, этичности клонирования и прочее экзистенциальное одиночество техногенно-информационной эры никому не интересны.
Вот дроиды — у них тупо есть личность и характер, вот клоны — они функциональные рабы галактического Рима, вот техника — она просто работает, как кофеварка или пылесос. Как у Ильфа и Петрова — купающаяся колхозница давно готова и отправлена радовать глаз населения.
Во-вторых, ЗВ — это политический эпос с соответствующими темами тёмных властелинов, принцесс, избранных, волшебников-манипуляторов и творцов государственных доктрин. Взять хоть магистра Йоду.
Тут вам не Брэдбери с его изысканными переживаниями маленьких людей.
В-третьих и в главных, классические ЗВ – это сокровенное дитя поствоенных лет.
Это гигантский пласт необуддизма, околовосточной духовности, Нью Эйджа и прочей новой религиозности 60-70-х годов. В принципе, актуально до сих пор. Вот вы сколько раз в неделю шутите про ауру и шапочку из фольги? То-то.
Это лёгкое, ванильное левачество про борьбу с диктатором и юных героев, которые радостно участвуют в Большой Истории. Мир, дружба, жвачка, первый в СССР Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года. Всем весело, радуга там, мейк лав, межпланетная дружба космических рас. С тех пор прошло полвека, и транслировать весь этот хипповский ретрофутуризм на современную публику по меньшей мере наивно.
Сотрудники Диснея – не наивны.
От мастера-задрота ликбез послушай, падаван тридцатилетний
(Внимание: если Вы считаете, что слишком умны для историй сказочных вселенных, не читайте этот раздел. В принципе, Вы можете не читать вообще ничего и никогда. Вы слишком умны для этого дерьма).
О чём вообще всё это?
Давным-давно, когда мидихлорианы были нажористы, как черничный кисель, энтузиасты основали Орден Дже’Дайи. Члены ордена жили в мире и согласии, медитировали, собирали ромашки и фехтовали.
Потом что-то пошло не так, и случился раскол. А потом ещё один. И ещё. Один даже назвали «Столетней Тьмой», после которой злодейские тёмные джедаи (они же «ситхи») основали свою космическую Империю Ситхов. С пирамидами и человеческими жертвоприношениями. Всё как у людей.
Джедаи, тем временем, успешно вписались во властную структуру Галактической Республики, собравшей под своим брендом сотни тысяч планет.
Таким образом, политическая история вселенной Джорджа Лукаса — это многовековая конкуренция умозрительных Ситха и Джедая, каждый из которых пропихивает электорату свой вариант политического проекта.
А сам проект всегда один и тот же.
Конец прекрасной федеративной эпохи
Старая Республика, последнее издыхание которой нам показали в трилогии из нулевых (I-II-III эпизоды соответственно), была имперским форматом в прямом смысле — громоздкой федерацией большого количества провинций с сильным центром-модератором. Джедаи с их религиозной доктриной были её понтификами, авгурами, толкователями и гарантами пацанских понятий.
За 25 тысяч лет существования Республики её рабочий ресурс выгорел, таблички на чиновничьих кабинетах выцвели, а туземные правители прониклись сепаратистскими настроениями.
Амбициозный Палпатин, всегда держащий нос по ветру, объявил освежающую пересборку имперско-федеративной машинерии, теперь уже использовав одноимённое название.
Как мы помним, с юридической точки зрения Империя — полная правопреемница Республики и фактически то же самое государство. Даже с теми же первыми лицами, не говоря уже о чиновниках и офицерах попроще. По факту все встряхнулись, встрепенулись, принесли присягу новому генсеку и приготовились всеми силами тянуть региональные планетарные элиты в одряхлевшую тусу. Предыдущая жреческая клика в лице джедаев была перебита.
Палпатин перевёл многие вещи на ручное управление, тем самым временно компенсировав общую шаткость системы.
Ясное дело, что пересборка политпроекта всегда предполагает кучу других претендентов на место господствующей элиты. В этом плане джедаи не опустили лапки — вот повстанцы, вот принцесса Лея, вот Оби-Ван — в общем, у нас тут тоже патихард. Мы вам ещё зададим жару. Переименуем имперское министерство рыбной ловли в республиканское министерство охраны окружающей среды.
Но сколько ботокс не коли, всё равно ты старая кляча, и на тебя больше не стоит. Борьба повстанцев и штурмовиков — инерция. Старая Республика, Первая Галактическая Империя, Альянс Повстанцев, вся эта хрень — перебранка двух энтузиастов на вечеринке, с которой все прочие гости давно свалили.
«Ситхи, джедаи, орден, сопротивление — ты живёшь прошлым», — говорит смешной нервный мальчик с длинным носом.
Конфликт Первого Ордена и Сопротивления выглядит как местечковая драка кельтских и бриттских вождей, оставшихся без присмотра римских легионов. Глобальная Галактика больше никому не нужна.
В космосе наступает новое Средневековье со всеми вытекающими.
Юноша, у которого нет смертного отца
Если рассматривать историю ЗВ как жизненный цикл мегагосударства, стремящегося к своей естественной смерти, становится понята роль Энакина Скайуокера (это Дарт Вейдер, если кто не в курсе) – иконы сеттинга, трагического героя и любимца женщин.
«Малыш Эни» с первых кадров подаётся как «Избранный Из Пророчества». Ему уготована великая судьба, он восстановит равновесие Силы, будет лечить наложением рук, заряжать воду и контролировать инфляцию.
Юный Скайуокер действительно обладает всеми признаками «избранного» и героя древнего мифа:
— у него нет смертного отца (как Мерлин, ей-богу, только зачат мидихлорианами, а не Дьяволом);
— он презренный раб и человек из ниоткуда – ни значимой семьи, ни прошлого;
— его таланты – сверхъестественны, его удача — чудо.
Старый кодекс джедаев запрещал семейственность. Видимо, чтобы не стагнировать в наследную аристократию. Орден мог себе это позволить. Он мог рыскать в поисках талантливых детей, имел роскошное здание с кофейней и библиотекой, деньги и прочий административный ресурс. В один прекрасный день это кончилось, а потом и вовсе потеряло свою актуальность.
Избранный Скайуокер не просто нарушил целибат, заключив брак и нарожав детей. Он послужил родоначальником принципиально иной системы.
В новых эпизодах, в условиях космических Тёмных Веков (да, это шутка про греческие Тёмные Века) наследие лорда Вейдера вступает в полную силу. Он создал династию, в которой право на политическое и религиозное лидерство передаётся по наследству («в нём кровь Скайуокеров») и таким образом может жить вне искусственно поддерживаемых институций. На полном биологическом самообеспечении.
Противостояние Кайло Рена и его дядюшки Люка — это феодальная разборка внутри одной семьи. Из Записок о Галльской Войне и дипломатической переписки времён позднего эллинизма мы переместились в «Сагу о Нибелунгах», «Историю франков» Григория Турского и легенды артуровского цикла. Рим-Корусант пал, и Галактика наконец-то, спустя 25 тысяч лет предоставлена самой себе.
Пророчество исполнилось. Трагический герой Дарт Вейдер и впрямь установил равновесие Силы, нивелировав всевластие тотального джедайско-ситхского проекта и сведя борьбу светлых и тёмных джедаев к отношениям отдельных людей. Они выброшены из больших масштабов и возвращены к своей исконной задаче — быть закрытой сектой посвящённых.
Люк Скайуокер не зря полетел туда, где всё начиналось — в самый первый Храм. Йода не зря показал, что все священные книжки можно сжечь к чертям собачьим, и от этого не убудет. В «Изгой 1» и в конце VIII-го эпизода молятся не за демократию, а за Светлую сторону силы.
Какие-то выжившие носители античного христианства на пороге дивного нового мира. Их мало, у них нет школ и благотворительных фондов. Есть только тела и память.
Пересмотрите VII-й эпизод. Как красиво девушка Рей сидит на раздолбанных остовах оружия погибшей эпохи.
Да и чёрт бы с ним, с прошлым. 1960-е мертвы, да здравствуют 2020-е.
Для унывающих духом утешение ждёт тебя
Всем, кто грустит по навеки ушедшему, мы дарим фразу магистра Йоды.
«Думаешь, с исчезновением джедаев исчезнет Свет?»
Забава Саньясина