Уже около года в мире современного искусства живёт тренд на проекты, реализуемые в общественных пространствах: гостиницы, бары, рестораны, бутики. Это вполне логично – чем больше проходимость места, тем больше зрителей смогут увидеть работы художника.
Но если бы такая идея прозвучала лет пять назад, она получила бы массу нареканий, а автор, решившийся на подобный шаг открыто и официально, мог быть изгнан из «круга», подвергшись ярой критике коллег по цеху. Считалось, что искусство должно быть показано исключительно в предназначенном для этого месте. Увиденное же должно быть сложно, умно и раскрываться лишь понимающему человеку. Отсюда и огромная дистанция между зрителем и художником в России.
Уменьшать дистанцию начали сравнительно недавно, а обеим сторонам это дается довольно сложно. Но раз уж искусство стало трендом, а знать пару умных слов из искусствоведческого лексикона обязательным, то постепенно современное искусство стало внедряться в жизнь масс, появляясь на стенах торговых центров.
В Европе и Азии искусство – неотъемлемая часть общественных пространств уже давно. Крупные корпорации при застройке сразу выделяют часть бюджета для произведения искусства внутри и по периметру строения. Прогуливаясь, например, по центру Сеула, вы просто попадаете в Парк скульптур.
Самым знаменитым арт-моллом в мире (тут даже новый термин появился) считается корпорация К11, представительства которой существуют в Гонконге и Шанхае.
К11 в Шанхае — это 61-этажный небоскреб, построенный в 2002 году архитекторами Bregman & HamannArchitects, с расположенным внутри него торговым центром.
Учредитель и председатель К11 — Адриан Ченг родом из Гонконга. Его дед — крупный владелец ювелирных магазинов Ченг Юй-Дун, один из богатейших людей страны.
Разумеется, Адриан Ченг заядлый коллекционер. Получив образование в США, он в 2008 году основал бренд К11, сфокусировав его на трёх китах: люди, искусство и природа.
Адриан Ченг применяет комплексный подход в работе с искусством. Совмещая искусство и торговые площади, он открыл художественный фонд К11 и построил две арт-деревни в провинции Ухань. С помощью этих составляющих он влияет на контекст и создает продукт, который использует в своем бизнесе.
Художественный фонд K11 Адриана Ченга — некоммерческая организация, поощряющая развитие современного искусства в Китае. Фонд сотрудничает с китайскими деятелями искусств и поддерживает художественные проекты на региональном и глобальном уровнях, проводит выставки и просветительские мероприятия. А арт-деревни К11 в провинции Ухань дают начинающим художникам место и возможности для творческой самореализации.
В самом арт-молле располагается музей chi К11, где регулярно проводятся выставки, лекции и семинары, направленные на популяризацию искусства, деятельности независимых художественных организаций.
В прошлом году музей chi K11 наделал шуму, привезя в Шанхай экспозицию картин Клода Моне. Выставку в течение трех месяцев посетили 350 тыс. человек, благодаря чему молл увеличил объем продаж в этот период на 30%.
Для привлечения арт-сообществ, укрепления своего влияния и демонстрации образцов искусства международного уровня К11 экспонирует лучшие произведения зарубежных и местных авторов. Рядом с арт-объектами оборудованы стенды, информирующие покупателей К11о произведениях искусства и выставках.
Сам молл К11 – это популярное у шанхайцев место шопинга. Здесь открыли свои флагманские и концепт-магазины ведущие международные марки: Dolce&Gabbana, Burberry, Max Mara, Cholé и множество других.
Адриан Ченг сумел создать отличный пример симбиоза актуального искусства, которое украшает, повышает статус и заставляет посетителей молла как можно дольше находиться на территории центра. При этом коллекционер не забывает о качестве показываемого, контролируя его создание вложением средств и системой резиденций, повышая его узнаваемость с помощью ярмарок и выставок за рубежом.
Если говорить о российских реалиях, то пока примеры такого рода коллабораций единичны. В ноябре 2016 года в Москве прошло довольно заметное для художественного сообщества событие «АРТ-осень». Название, конечно, оставляет желать лучшего, зато состав участников и правда впечатляет.
Площадкой проекта стал ТРЦ Avenue, где художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Ванкувера и Парижа установили свои арт-объекты, которые на протяжении всей осени были доступны каждому посетителю ТРЦ.
Участниками проекта стали Ольга и Олег Татаринцевы, Саша Фролова, Андрей Люблинский, Кристи Малакофф, а также всемирно известный Игорь Шелковский, чьи работы можно найти в Центре Помпиду в Париже и в Русском Музее, а также в музеях Европы и Америки и в частных коллекциях по всему миру.
Событие носило временный характер и, судя по всему, стало единичным обращением дирекции ТРЦ к миру искусства.
В Петербурге этой темой более последовательно занимается Охта Молл, где искусство нашло применение не только в декорировании пространства комплекса от Игоря Яновского, но и в лекционно-выставочной деятельности, которую курирует Кира Тайманова, профессионал из мира искусства и организации событий.
В пространстве Охта Lab c 27 августа по 27 декабря 2016 была открыта выставка Ростана Тавасиева и Aljoscha, организованная галереей Anna Nova специально для программы ОхтаArt.
Еще одним примером коллаборации совриска и торговых площадей стал Au Pont Rouge, бутик премиум-класса, расположившийся на седьмом этаже модернового здания на набережной реки Мойки. В 2016 году здесь прошла выставка Сергея Бондарева, задействовавшая 2 этаж, а также витрины по периметру здания.
Событие прошло с размахом, собрав порядка 400 гостей на открытии. С этого времени бутик регулярно сотрудничает с разными авторами по оформлению витрин к новому сезону.
Искусство в общественных пространствах уверенно набирает обороты, работая как отличный инструмент рекламы, событийности и декора. Только азиатских миллиардеров, верящих в современное искусство, у нас нет.
Мария Туркина