«Луна» не боится вандалов и продолжает попытки облагородить территорию «Дома Культуры». На этот раз у входа в концертный зал появился объект Юрия Штапакова «Стена».
Объект изначально разрабатывался для фестиваля «Gamma», но по концепции и внешней эстетике подошел «Дому Культуры» идеально.
Работы Юрия Штапакова нашли своё место в многочисленных коллекциях, включая Библиотеку Эрмитажа, Русский музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке.
(Работы Юрия Штапакова в технике монотипии, 2015 г.)
После трех дней работы мы побеседовали с художником о смысле произведения, реакции местных жителей и о том, каково было возводить Стену.
Юрий — человек жизнерадостный, с огоньком. В возрасте 59 лет вполне может дать фору многим 25-летним интеллигентным юношам. Расположившись с лимонадом у фудтраков, художник выдает единый монолог, который не хотелось ни прерывать, ни ставить в рамки вопросов.
(Юрий Штапаков)
— Меня давно интересовала тема букв и пространства. Сам объект – это же про границы и свободу.
Арт-объект «Стена» — это выполненное из газобетонных блоков слово, где каждая буква – пустое пространство, работающее на просвет, а пространство между букв выложено блоками.
— Есть несколько типов людей: те, кто живут по правилам, и те, кто их не любят, не любят, когда ограничивают, когда есть рамки в принципе.
Я уважаю «правильных» людей, все по полочкам, как надо, как требует того социум. Вон художник Петр Швецов — молодец, он себя воспитывает, требует, держит распорядок дня, так сказать. Я так не могу. Особенно в личных отношениях, какие бы они ни были, дружба или большее что-то.
И это глубоко внутри меня. И вообще понятие свободы – главный вопрос. Например, те, кто прошел военную службу, привыкли к ограничениям – для них это может и дальше стать нормой, которая их не притесняет, не тяготит. Как Виталий Пушницкий. Молодец ведь: прошел через службу и сохранил себя.
Так что это и про выбор, и про преодоление себя. Есть те, что сразу говорит «я не могу это сделать», а есть и те, кто проходят «сквозь».
Ну и немного про материальное и пустое. Смыслов много – каждый может подобрать подходящий, а может и вовсе этого не делать. Ведь как в известном анекдоте: уважаемый, зачем вы сделали обрезание? Ну, во-первых, это красиво.
(Работы Юрия Штапакова по мотивам произведений Даниила Хармса)
— Юрий, а почему именно этот материал? Коллеги меня как один спрашивают, будем ли мы покрывать газобетон краской и все как один удивляются, что оставляем так.
— Я не люблю дизайнерские вещи и подобную подачу. Может, они кому-то и близки, но для меня очень важна рукотворность, пусть и с огрехами.
Тут есть что-то от недостроя, руин — это же прекрасно! Арматура, кое-где потрескавшийся газобетон говорит зрителю, что автор создавал это сам, старался.
Получается по-настоящему уникальная вещь.
— А читается ли само слово? Что говорят прохожие?
— Проходила бабушка с внучкой, долго всматривались, так ничего и не увидели и ушли. Многие спрашивают, стараются.
Но для меня это неважно, ведь есть много уровней понимания искусства.
Юрий устало поднимается, берет рюкзак, и на этой ноте мы бодро шагаем в сторону метро.
Об инсталляции «Стена»:
Абсолютный мир — пространство, свободное от любых идеологических ограничений, пространство, в котором возможен выбор, в котором существует свободное перемещение, взаимодействие и развитие различных идей и взглядов.
Искусственно созданные барьеры (между государствами, народами, личностями) разрушаются с течением времени. Навязанные обществу идеологии ветшают, стираются, уступая место новым идеям и принципам, которые, в свою очередь, тоже меняются и отмирают.
В основе проекта лежит концепция постоянной изменчивости мира. Ее внешний вид соотнесен в историческом контексте с менгирами, храмовыми комплексами кельтов, остатками строений забытых цивилизаций.
Идея автора построена на противопоставлении материального объекта (стена), смыслового значения слова «стена», как препятствия, барьера и визуального восприятия инсталляции как пространства с входами и выходами.
Слово имеет магическую силу разрушать преграды.
Мария Туркина