Мир неизбежно меняется, революционные идеи появляются одна за одной, а каждое новое поколение имеет собственные ценности и ориентиры. Всем сферам общественной жизни ничего не остаётся, кроме как, подстраиваться под эти перемены. Прямо сейчас популярность набирают шеринг-сервисы, поскольку люди предпочитают временный доступ к вещи, а не владение ею. Многие готовы всю жизнь снимать квартиру, имея возможность в любой момент переехать в другую, а машина считается критерием благополучия только в самых консервативных умах, ведь теперь «благополучие» можно арендовать, нажав кнопку в приложении. «Луна» разобралась как и почему экономика совместного потребления и шеринг-сервисы встраиваются в наш мир?
Что это такое?
Это относительно новое явление все называют по-разному: совместное потребление, шеринг-экономика, экономика деления, сетевое потребление. Но по своей сути это экономическая модель, основанная на многоразовом коллективном использовании товаров и услуг.
Аренда машин и жилья – лишь самые известные примеры шеринг-модели, на деле радиус её распространения становится всё больше. В Китае у сервиса Sharing E Umbrella можно поминутно арендовать зонт, а в Израиле люди, больные сахарным диабетом, обмениваются лекарствами. Немецкая компания Conjoule создала службу для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они продают или отдают лишнюю электроэнергию. Американский стартап Feastly создал сообщество поваров, готовых приготовить ужин и разделить его с людьми, которым интересна кулинария. Сервис Eaze в Америке позволяет делиться разрешённой по медицинским показаниям легализованной марихуанной. Так что не каршерингом единым – люди находят всё новые способы вовлечь друг друга в совместное пользование ресурсами и товарами.
https://www.youtube.com/watch?v=Bc_S5lO42MQ
Все эти отрасли объединяет то, что в центре каждой из них неизменно стоит сообщество. Совместное потребление не будет работать без людей – буквальных незнакомцев, готовых доверять друг другу, предоставляя и покупая услуги.
Причины популярности
Идеи, лежащие в основе шеринга на самом деле не новы – библиотеки в привычном нам виде появились ещё в Новое время, а они являются самым ярким примером шеринга. Но сама идея совместного потребления как концепция появилась после начала 2000-х, а окончательно отшлифовали её экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» в 2010 году. В том же году Ботсман выступила с ней на конференции TED, а спустя год журнал TIME назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир. Прошло семь лет и, кажется, прогноз TIME сбывается – шеринг-экономика становится все более популярной социально-экономической моделью. Почему?
Это дешевле. Одна из главных причин роста популярности шеринга — возможность сэкономить. Большинство сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем их традиционные аналоги. Арендовать машину при необходимости доехать из точки А в точку Б выгоднее, чем купить её и заниматься техобслуживанием. Особенно это важно для тех, кому машина нужна не на постоянной основе, а лишь в путешествиях или в отпуске. В крупных агломерациях важна мобильность, а в мегаполисе машина быстро из помощника становится проблемой.
Это быстро и доступно. Большинство сервисов, которые предоставляют шеринг вещей и услуг, работают в собственном приложении. Человек уже во время трансфера в аэропорту может арендовать себе машину в конечной точке прибытия, не затратив время на вызов и ожидание другого транспорта. То же самое с арендой квартир – выбор варианта, обсуждение деталей с хозяином, заезд. Возможность быстро получить необходимую услугу – важный критерий в условиях современного мира, когда времени, кажется, нет ни на что.
Это менее вредно для окружающей среды. Временное и массовое владение одним и тем же предметом позволяет эффективнее использовать его ресурсы. Десяток людей, проехавшие тысячи километров на одном автомобиле, очевидно, навредят окружающей среде меньше, чем десять людей на десяти автомобилях. Это подкупает современную аудиторию, для которой экологичный образ жизни перестаёт быть маргинальным объектом для шуток в интернете и становится трендом.
Это регулируют сами пользователями. Во всей шеринг-нише очень важную роль играет онлайн-репутация. Прочитав отзывы о том или ином сервисе, человек сам решает, чем пользоваться, исходя из своих предпочтений. Плюс онлайн-репутации в том, что она формируется и внутри приложения, и на сторонних сайтах, и поэтому не может быть сфальсифицирована. Например, очень активное сообщество сосредоточено в твиттере, где пользователи зачастую обсуждают самые разные сервисы шеринга: от такси до объявлений на Авито.
Проблемы с регулированием
Молодой возраст шеринг-экономики вызывает трудности с государственным регулированием сферы – просто никто пока не понимает, что с ней делать. Отсутствие контроля и недопонимание выливается в реальные судебные разбирательства. К примеру, в России в конце 2017 года «Региональный автотранспортный союз» (РАС) заявил, что сервис BlaBlaCar способствует организации нелегальных коммерческих перевозок, и Тимашевский суд Краснодарского края запретил компании размещать на своём сайте данные о совместных поездках. Решение суда чудом удалось отменить, и сайт не стали блокировать в России. А в Англии с октября 2017 года идёт суд между Uber и властями Лондона — те могут лишить компанию лицензии, если сервис не выполнит требования, предъявляемые к оператору по вызову автомобиля. После долгих разбирательств, Uber получил временное разрешение и испытательный срок.
Проблем добавляет и налогообложение – уже давно ведутся споры, должны ли владельцы арендованных вещей платить налоги за свой дополнительный доход. Во многих странах этот вопрос открыт, а в Великобритании только готовят законопроект, освобождающий от налогообложения людей, которые зарабатывают с помощью сдачи в аренду жилья до 1 тыс. фунтов и автомобиля.
Несмотря на проблемные зоны, шеринг-экономика продолжает расти: в 2014 году её объем оценивали в 14 млрд долларов, а к 2025 году он увеличится в 20 раз и составит 335 млрд долларов – уверяет PwC. О росте говорит и число людей, заинтересованных в ней: каждый пятый американец уже стал участником экономики совместного потребления, а 44% населения слышали о ней. В Европе цифры ещё выше: шеринговыми сервисами пользуется каждый третий европеец в возрасте от 25 до 39 лет. В России отследить рост числа шеринг-сервисов можно по аренде автомобилей – за два последних года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды машин, а общий парк составляет до 15 тыс машин.
Выглядит так, будто концепция шеринг-экономики пройдёт через окно Овертона, как и все идеи, когда-то считавшиеся революционными. Постепенно она будет внедряться в разные сферы жизни людей, заставляя их отдавать предпочтение временному доступу, а не постоянному владению. Потому что «люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель – им нужна четвертьдюймовая дыра в стене»[note]Цитата американского экономиста Теодора Левитта[/note].