Главной проблемой петербургского метро часто считают тяжёлые для строительства почвы. Они вязкие и болотистые, из-за этого приходится уходить на большу́ю глубину — от 50 метров, где более твёрдые породы и прокладка тоннелей легче. Но даже несмотря на это, в истории города происходили ситуации, когда природа вмешивалась и нарушала планы человека. «Луна» рассказывает, из-за чего 45 лет назад затопило перегон между «Лесной» и «Площадью Мужества» и как удалось решить проблему.

Начиная с 1960-х годов северная часть Петербурга начала активно застраиваться, но довольно скоро стало понятно, что до новых домов далеко добираться. Конечной станцией красной ветки долгое время оставалась «Площадь Ленина», а проспекты Непокорённых и Науки тогда уже были заселены. В начале 1970-х годов правительство Ленинграда решило закончить участок «Лесная» — «Академическая» к XXV партийному съезду КПСС, чтобы у жителей появилось пять новых станций.

Изначально всё шло хорошо: метростроевцы уверенно бурили новые перегоны и строили платформы. Но на участке «Лесная» — «Площадь Мужества» появились проблемы. В этом месте тоннель должен был пересекать русло древнего притока Невы шириной 450 метров — толщу водонасыщенных отложений и песков под огромным давлением. В инженерной практике такую субстанцию называют «плывун».

Кадр из фильма «Прорыв»

Инженеры понимали, но недооценивали сложность прокладки путей: решили не обходить плывун, а заморозить его и провести тоннели. Для заморозки пробурили отверстия и с помощью специальных труб в течение почти двух месяцев замораживали грунт до температуры –12° C. Чтобы уменьшить площадь замораживания, решили расположить тоннели не параллельно, а в два яруса.

Казалось бы, всё учтено, но подземная река так не считала. В середине дня, 8 апреля 1974 года в нижнем тоннеле из новой пробуренной скважины хлынула вода и мокрый песок. Плывун был обнаружен, но заморозить его не успели, и через образующиеся трещины затопило оба тоннеля в течение нескольких часов, а бригаде, которая работала на участке, чудом удалось выбраться. Но из-за размыва осели грунты и пошли трещины у некоторых домов на площади Мужества и Политехнической улице, некоторые здания накренились, кое-где вздыбился асфальт, а два производственных корпуса НПО «Аврора» наполовину разрушились. Только по счастливому стечению обстоятельств никто не пострадал.

Участок тоннеля, в который поступала смесь воды и песка, почти сразу забетонировали, и все выработки затопили. Теперь инженерам пришлось решать сложнейшую задачу — куда направить новые работы. Если бы они обходили русло снизу, то станции «Лесная» и «Площадь Мужества» получились очень глубокими. Если сверху, то пришлось бы сносить множество построек, чтобы над тоннелями образовался пустырь. Если бы обходили сбоку, то изменили трассу линии метро. К тому же нужно помнить, что закончить строительство надо было в текущей пятилетке, то есть к 1976 году. Поэтому из-за спешки решили продолжить строительство прежних тоннелей. Чтобы на этот раз плывун не беспокоил метростроевцев, решили заморозить этот участок с помощью жидкого азота, который начали поставлять со всего Союза. Всего в Ленинград доставили почти 8 тыс. тонн сжиженного азота — почти весь азот, вырабатываемый советской промышленностью в то время. Вскоре вода перестала поступать, и этот злополучный перегон достроили.

31 мая 1975 года открыли движение от «Площади Ленина» до «Лесной», а 31 декабря этого же года, как подарок на Новый год всем жителям города, началось движение на участке «Лесная» — «Академическая». Сложно представить, насколько все были рады окончанию этих работ и как «Метрострой» гордился собой. В 1986 году режиссёр Дмитрий Светозаров даже снял посвященный этим событиям фильм-катастрофу «Прорыв», который многие начали воспринимать как документальную хронику. В фильме играет Олег Борисов и звучит музыка Андрея Макаревича, а при создании звуков плывуна использовалась запись геотермальных источников на Камчатке.

К сожалению, решение продолжать строительство на том же участке стало роковым. Это станет понятно только в 1995 году, когда опять появятся протечки, а тоннели будут оседать. Перегон закроют почти на 10 лет, а людям придется добираться между станциями в переполненных автобусах. Новые тоннели с помощью новейших технологий построят в стороне от вновь затопленных. Но это уже совсем другая история.

Александр Гачков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *