Отовсюду мы слышим стоны. Ежедневно в привычное звуковое сопровождение улиц Петербурга вклиниваются жалобные голоса лиц, просящих материальной помощи наличными. Мольбы, плач, удивительные истории (одна удивительнее другой), пение одиночное и хоровое — это лишь немногие способы привлечь внимание людей к очередному нуждающемуся, который никак не сможет выжить без брошенного ему червонца.

Попрошайничество давно превратилось из последнего шанса на выживание в статью дохода определённого круга лиц. Попрошайку-«непрофессионала», действительно находящегося в тяжелой ситуации и реально нуждающегося в материальной помощи, сейчас встретить почти невозможно.

(От редакции: это не совсем так. Главный редактор «Луны» пять лет назад попал в щекотливую ситуацию, когда не хватило ровно одного рубля на метро. С тех пор он очень злой и никому не подаёт на улице).

Несколько лет назад журналисты московских газет проводили собственное расследование методов работы бизнеса на жалости. С тех пор схема не изменилась.

Как это работает?

Основа бизнеса — воздействие на несколько черт человеческого характера:

— Религиозные принципы («помоги ближнему своему»);
— Стремление к самоутверждению (все мы хотим быть лучше, чем есть на самом деле, а подать нуждающемуся — отличный повод записать себе некий «плюсик в карму»);
— Сострадание и милосердие (как ни странно, в основе своей не завязано на религию, а больше относится к моральным принципам);
— Проецирование человеком чужой жизненной ситуации на самого себя.

После того, как методы воздействия и способы обозначены, начинается подбор исполнителей. «Кадры решают всё!», говорил И.В. Сталин в своей речи в 1935 году. Эта истина справедлива до сих пор, и участники данного «бизнеса» ею не пренебрегают.

Большинство попрошаек, как и их кураторы — неплохие психологи, способные налаживать контакт с разными типами личностей, манипулировать человеком и его поведением и извлекать на этом свою выгоду.

Исполнителям определяют фронт работ и зону обитания — с целью максимально широкого охвата территории, на которой происходит сбор средств; с целью максимально эффективного использования имеющихся типажей «сотрудников», а также с целью исключения конфликтов из-за заработка между рядовыми участниками данного бизнеса. Для контроля за исполнителями, а также для отсечения одиночек, по всей территории, где размещены попрошайки, постоянно перемещаются «кураторы» в сопровождении «групп прикрытия». Бригада из нескольких крепких парней ликвидирует большинство возможных конфликтов, а также, зачастую, решает возникающие вопросы с представителями правоохранительных органов.

Попрошайки выходят на промысел ежедневно, в конце дня сдавая собранные деньги своему куратору. Непосредственно исполнителю перепадает максимум до 20% собранных средств, и то не всегда.

Сумма дневной выручки попрошайки зависит от его стиля и места работы. Даже если из обрабатываемой аудитории всего лишь 5% людей подадут попрошайке некую сумму денег, то за счёт дневного потока людей стационарный или мобильный попрошайка способен насобирать значительную сумму денег.

— Средний пассажиропоток Петербургского метрополитена на 1 станцию метро составляет 30 300 пассажиров в день (согласно данным отчёта Петербургского метрополитена об итогах работы за 2015 год)
— Процент людей, подающих милостыню, согласно опросам, в среднем составляет 1,5%.
Сумма разового подаяния разнится, но в целом, вполне укладывается в границы от 1 до 50 рублей (суммы свыше указанных, как правило, населением не подаются) — в среднем она составит 25 рублей.
— Средняя дневная выручка = 30 300 × 0,015 × 25 = 11 362,5 руб.

Безусловно, цифра весьма и весьма усреднённая, и в реальности будет ниже процентов на 25-30, где-то примерно 7-8 тысяч рублей.

Попрошайничество не подпадает ни под одну статью УК РФ, КоАП РФ или ГК РФ. Это позволяет данному виду «бизнеса» свободно функционировать и приносить прибыть лицам, его контролирующим.

Попрошайки бывают «стационарные» — работающие строго на определённой точке; и «мобильные» — перемещающиеся по улицам в пределах своего сектора, по метро, электричкам и иному общественному транспорту. Наши корреспонденты, общаясь с теми или иными типажами, предлагали им нематериальную помощь, что вызывало у псевдонищих весьма интересные реакции. О, этот неловкий момент, когда ты хочешь помочь, а на тебя почему-то сразу громко матерятся.

Итак, типажи «униженных и оскорблённых»:

«Бабушке на хлебушек»

Где встречается: практически повсеместно, в основном — возле магазинов, в метро, на оживлённых улицах.

Как выглядит: в 90% случаев пожилая женщина (пожилым мужчинам реже подают); бедно, но опрятно одета (хотя встречаются экземпляры, одетые в соответствии с каноничным образом нищего), в руках обязательно тросточка/костыли/ходунки и табличка с просьбой о помощи.

Сценарий работы: несколько заготовленных историй о тяжкой жизни, возможной смерти родных и детей, нищете и бедности. Просит помочь «сколько не жалко на хлебушек/лекарство», часто поминает Бога и помощь свыше. Наиболее широко распространённый типаж с максимальным охватом целевой аудитории. При попытке помощи в виде покупки еды и медикаментов негативных эмоций в адрес помощника, как правило, не сдерживает, ибо её интересует только «помощь» в денежном эквиваленте.

«Инвалид недавней войны»

Где встречается: в основном — в метрополитене, реже на улицах города.

Как выглядит: мужчина неопределённого возраста (особенно забавно выглядит «ветеран чеченской войны» лет 20-25 на вид), зачастую с характерными признаками алкоголизма на лице. Отсутствует одна или несколько конечностей (впрочем, отдельные экземпляры на инвалидных креслах просто сгибают здоровую ногу в колене, перед тем, как надеть на неё брюки или штаны). Обязательно — десантный тельник, голубой берет со значком и кокардой ВДВ, возможны несколько медалей и орденских планок (в основном — памятные медали, либо купленные на барахолке подделки). Перемещается самостоятельно или на инвалидном кресле в сопровождении помощника.

Сценарий работы: Перемещение по вагонам метро, опционально — изложение окружающим заготовленной истории о тяжкой судьбе «брошенного защитника Родины». При попытке выяснить имя «бойца», номер воинской части, где данный «боец» служил и обстоятельства потери конечностей — посылает отборным матом и угрожает физической силой неких «друзей» (упомянутая выше «группа прикрытия»). Ампутация конечностей у указанных персонажей в большинстве случаев вызвана не повреждениями от различных типов оружия, а чисто медицинскими причинами — гангрена, травматическая ампутация после ДТП, последствия обморожений.

«Матушка» и её стационарный подвид «Мадонна с младенцем»

Где встречается: в основном — в метрополитене, реже на улицах города.

Как выглядит: женщина в возрасте от 18 до 45 лет, бедно, но опрятно одетая, либо наоборот, одета так, чтобы не вызывать сомнений в собственной бедности. Стационарный подвид носит с собой постоянно спящего ребёнка младенческого возраста, для наглядности «цели сбора», мобильный чаще таскает заламинированную фотографию ребёнка с призывом о помощи. В последнее время данные типажи начали носить с собой пачку официального вида документов, чтобы снять сомнения в официальности диагноза.

Сценарий работы: перемещение по вагонам метро либо размещение на станциях. Кроме просящих подаяние цыганок подобным попрошайничеством занимаются теперь и женщины-мигрантки из Средней Азии, добавился грим для исполнительниц, появились «справки» и «официальные документы» (на 100% подложные), якобы подтверждающие факт болезни.

Отдельным пунктом стоит второй участник данного «промысла» — ребёнок на руках у попрошайки. Постоянно спящий в течение дня ребёнок уже становился предметом бурного обсуждения в соцсетях (нашумевший пост «Почему спит ребёнок на руках у попрошайки?», гуляющий по «Одноклассникам» и «ВКонтакте»). К сожалению, большая часть описанных в нём схем — правда.

«Волонтёр»

Где встречается: в метрополитене, на улицах городов, в торговых центрах

Как выглядит: молодой человек или девушка в возрасте 16-25 лет, прилично одетый. С собой носит: заламинированные документы с информацией о благотворительном фонде, опечатанный пластиковый бокс для сбора пожертвований, 1-2 листа с информацией об адресате сбора, некоторое количество безделушек, которые выдаются в качестве «знака благодарности за пожертвование».

Сценарий работы: данные исполнители работают на привлечение внимания отдельно взятых людей, подходят с целью завязать разговор, озвучивают заранее выученный текст и просят пожертвовать определённую сумму денег, как правило — 100 рублей. Основная целевая аудитория — одинокие женщины всех возрастов, семейные пары с детьми.

На практике, данные «волонтёры» являются лишь одними из десятков попрошаек. В данном методе «кураторами» производится регистрация некоммерческой организации, набираются сотрудники (через соцсети или сайты поиска работы). Мы нашли примерно десяток подобных вакансий на популярных порталах, все вакансии похожи обещаниями гибкого графика работы, отсутствием требований к опыту работы, хорошим уровнем оплаты труда (до 200 руб. /час), а также подходят для лиц моложе 18 лет.

На простой вопрос о реквизитах и месте расположения офиса благотворительного фонда «волонтёры» ответить не в состоянии, равно как и на вопрос о наличии разрешения на сбор средств от метрополитена либо руководства торгового центра. Между прочим, согласно письму ГУП «Петербургский метрополитен» за номером 105/9120 от 8 декабря 2016 года, на территории метрополитена официально запрещена любая деятельность, связанная с получением дохода. В этом же письме сообщается о том, что ни один благотворительный фонд Санкт-Петербурга не имеет разрешения на сбор средств.

Цыгане.

Без комментариев. Просто не говорите с ними.

Описанные типажи охватывают примерно 95% попрошаек. Оставшиеся пять процентов — алкоголики, «автостопщики из глубинки», «просящие на билет» — одиночки, решившие разово подзаработать. Долго они в этом бизнесе не задерживаются.

Попрошайничество — теневой прибыльный бизнес, основанный на манипуляции поведением людей и игре на их чувствах. Большинство попрошаек зарабатывает в месяц значительно больше средней зарплаты по Петербургу.

Любая поданная сумма пополнит карманы неизвестных лиц, зачастую связанных с криминалом. На что пойдут эти деньги — неизвестно никому. Возможно, вы профинансируете канал наркотрафика, окажете спонсорскую помощь табору мигрантов-нелегалов или даже простимулируете подрыв духовных основ общества. Даже не знаем, что страшнее.

А для тех, кто действительно хочет помочь обездоленным, существуют настоящие благотворительные фонды с регистрацией и обязательным отчётом о потраченных средствах. Есть сеть благотворительных магазинов «Спасибо», есть организация «Ночлежка». Найти подобную организацию и связаться с ней, конечно, немного труднее, чем просто дать червонец нищему, но и ваше доброе дело не ограничится желанием записать плюсик в карму, а действительно принесёт пользу.

Алексей Ермолов