Этим летом исполнится три года после того, как в центре Петербурга ввели зону платной парковки. Тогда в пилотную зону включили 29 улиц, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной Фонтанки. Нанесли разметку, установили знаки и паркоматы для оплаты — по планам это должно было снизить трафик в центре. Спустя три года после запуска проекта, мы решили проверить, как он продолжает работать сейчас.
Зачем вообще нужна платная парковка? Мы и так платим много налогов!
В первую очередь введение платной парковки в городе работает на снижение трафика. Когда каждый человек может поехать в центр на личном автомобиле, мы сталкиваемся с тем, что центр города перегружен машинами. Центр Санкт-Петербурга — плотная историческая застройка с узкими улицами, поэтому вместить туда все автомобили физически невозможно. В результате у нас есть переполненные улицы и пробки, из-за которых общественный транспорт ходит неэффективно, а воздух загрязняется выхлопами. Решение такой ситуации — снижение использования личного автомобиля для поездок в центр. Власти других городов используют разные методы. Например, администрация Лондона в 2002 году ввела платный въезд в центр вдобавок к платной парковке. При въезде в платную зону автомобилист каждый раз платит 11,5 фунта (960 рублей). Это привело к повышению стоимости владения автомобилем, но результаты не заставили себя ждать: выбросы углекислого газа снизились на 20%, на 20% больше людей стали пользоваться общественным транспортом, а количество автомобилей в центре упало на 30%. Платная парковка — один из подобных методов, который решили опробовать в Санкт-Петербурге. Более того, деньги, собранные со штрафов и оплаты парковки, можно направлять на благо города: например, развивать транспортную инфраструктуру.
Платная парковка в центре Санкт-Петербурга работает?
Формально — да. Можно оставить автомобиль в зоне парковки, оплатить стоянку через приложение, смс или паркомат. Проблема в том, что в случае нарушения водитель не получит штраф. У Центра управления парковками нет доступа к базе водителей, где есть вся информация для выставления штрафа. Эти данные можно получить в МВД, однако, оно отказалось подписывать соглашение о передаче данных водителей. Даже несмотря на то, что в Москве аналогичное соглашение работает уже несколько лет, а МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддержали проект, реализовать взыскание штрафов не удалось. Таким образом, Центр управления парковками собирает данные о нарушениях, но не может получить оплату ни одного из них. Это приводит к тому, что люди регулярно ездят на автомобилях в центр, ведь за парковку можно не платить — штраф всё равно не придёт. Только за первый год работы платной зоны КРТИ насчитал штрафов на полмиллиарда рублей, но они продолжают просто копиться в базе, так как не хватает законных полномочий эти штрафы взыскать. Метод опробовали, но отказ от МВД предоставлять данные водителей был дан уже после старта — теперь проект крайне убыточен, а жители продолжают ездить в центр на автомобилях.
Что дальше?
Спустя три года упущенных штрафов на десятки миллионов рублей удалось добиться результата — недавно Госдума в третьем чтении приняла законопроект о взимание штрафов администрацией города. Через 2 месяца после подписания закона президентом Смольный сможет штрафовать нарушителей правил парковки.
В итоге в городе запустили нужный проект с правильными целями, но не смогли заранее его продумать и подготовить. Хоть КРТИ и отчитывается о сокращении продолжительности парковки и снижении трафика, сомнительно оценивать эффективность проекта, который работает наполовину. Город 3 года субсидировал обслуживание платной парковки из бюджета, а не зарабатывал за счёт неё. Есть вероятность, что теперь, после подписания нового законопроекта, зона платной парковки начнет работать полноценно
Текст: Артём Николаев
Фото: Ольга Савина