Оттепель по-ленинградски

До 16 апреля в филиале Русского музея в Мраморном дворце открыта выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт». Выставка посвящена советскому искусству конца 1950-х – начала 1960-х годов – времени, более известному соотечественникам как эпоха оттепели. Рассказываем, почему эта выставка заслуживает посещения и что на ней можно увидеть.

Но для начала – небольшой исторический экскурс. Оттепель — эпоха в истории Советского Союза, наступившая после смерти Иосифа Сталина. Историки оценивают оттепель как время, когда в общественной жизни СССР стали допустимы взгляды, отличные от «политики партии», а также произошли значительные социальные и экономические преобразования.

Оттепель — это время, когда власть в Советском Союзе попыталась реализовать грандиозную программу по улучшению быта простых людей. Массово строилось доступное жильё – знаменитые хрущёвки, появились в продаже невиданные ранее предметы быта: пылесосы, телевизоры, различные декоративные мелочи. Пытались даже наладить выпуск первых массовых автомобилей, для чего в Тольятти построили автозавод.

Крайне важна оттепель и для отечественной культуры. В эту эпоху заканчивается гегемония помпезного, монументального и сугубо элитарного «большого стиля», который пронизывал во время правления Сталина всё советское искусство: от поэзии до архитектуры. В творческую жизнь приходят новые идеи лаконизма, жизненной правдивости. Именно с оттепелью связано возрождение интереса к авангарду 1920-х годов, который всю сталинскую эпоху находился под запретом. И именно в конце 1950-х начинают постепенно восстанавливаться международные контакты советских художников, оборванные в середине 1930-х.

На основе всего комплекса названных выше причин в 1950-е годы рождается «современный стиль», позже названный «советским модернизмом» – до сих пор до конца не изученный, но, интересный и самобытный феномен мировой культуры. К эпохе застоя 1970-х, который пришел на смену оттепели, этот стиль станет брутальным, тяжеловесным и довольно мрачным.

Рождению советского модернизма в его ленинградском воплощение и посвящена выставка Русского музея. Почему акцент сделан исключительно на Ленинграде? Вероятно, это связано с индивидуальностью, характерной для модернизма в нашем городе, который одновременно воспринимал преобразования и не желал отвергать исторические традиции.

Выставка условно разделена на несколько секций, в которых представлены живопись, плакатная графика, скульптура, изделия декоративно-прикладного искусства, мебель, архитектурная графика. В общем, всё, что нашлось по эпохе в фондах Русского музея. Помимо этого, в экспозиции можно увидеть множество интересных мелочей, предоставленных частными коллекционерами: спичечные коробки, пачки сигарет, коробки и банки, этикетки, обложки граммофонных пластинок. То есть, все те мелочи, создающие то неуловимое ощущение эпохи, которое прекрасно удалось передать авторам вставки.

Среди экспонатов хочется выделить архитектурную графику Сергея Сперанского и Александра Жука, прекрасно демонстрирующую, как архитектура отходила от сталинского монументального классицизма в сторону модернизма на примере знаковых построек вроде ТЮЗа и телецентра.

Среди живописцев выделяется Игорь Оминин, который возрождает в своих супрематистских картинах идеи работы с цветом и формой Малевича и Кандинского. Заслуживают внимания и другие художники, например, Арсений Семёнов, писавший пейзажи в элегантной и реалистичной манере.

Большой интерес представляют фарфоровые изделия и игрушки Эдуарда Криммера, Льва Сморгона и Анны Лепорско многое другое.

Создатели выставки нашли много редких и уникальных экспонатов, но главная ее ценность не в них, а в атмосфере простоты, открытости и честности оттепели, которая возникает при её посещении. Всё-таки в первую очередь выставка Ленинградский опыт не про живопись и архитектуру, не про стекло и фарфор как таковые. Она про людей, всё это создававших. Про поколение, которое прошло войну и восстановило из руин города и сёла. Про поколение не испугавшееся и никем не сломленное. Про поколение искренних творцов, дерзких мечтателей и неисправимых романтиков.