Не все мосты соединяют берега. В Петербурге есть старый и заброшенный мост, который просто лежит возле реки, разбитый и поросший мхом. Увидеть его может каждый, но добраться туда довольно трудно.

Это – Володарский мост. Но не тот, что сейчас связывает берега Невы у станции метро «Ломоносовская», а его, фигурально выражаясь, дедушка. И нет, его притащили сюда вовсе не злые гномы.

История этого моста началась в 1932 году. Именно тогда остро встал вопрос о строительстве переправы через Неву на юго-востоке города, в Володарском районе (сейчас это Невский район). Место было выбрано символическое – прямо у памятника убитому здесь в 1918 году революционеру. Имя Володарского получил и сам мост.

Проектирование новой переправы велось под руководством инженера Григория Передерия и архитектора Александра Никольского.

Передерий был активным сторонником массового использования конструкций из железобетона – самого современного по тем временам стройматериала. Железобетонным стал и новый Володарский мост в Ленинграде.

Специфика материала предопределила облик моста. Два массивных постоянных пролёта, поддерживаемые мощными фермами, между ними – ещё один, разводной. Именно выразительные, революционно-брутальные фермы Володарского моста на долгие годы станут для жителей Ленинграда символом юго-востока города.

Вот цитата из «Путеводителя по Ленинграду» 1939 года:

«Вблизи — новый мост Володарского. Его легкие арки видны еще издали. Мост Володарского открыт для движения в 1936 г. Он построен проф. Передерием, применившим здесь новейшие методы искусства мостостроения. Разводная часть моста электрифицирована и приводится в действие в течении 11/2-2 минут. Пешеходная часть отделена от проезжей балюстрадами, что имеет большое значение для предотвращения несчастных случаев. По обе стороны моста спускаются к набережным, с их красивыми чугунными оградами, широкие марши лестниц.

С моста Володарского открывается далекая перспектива центральной дуговой магистрали, прокладываемой по направлению к Дому Советов. Ряд новых домов магистрали, строящихся по проектам архитектурной мастерской Фомина и Левинсона, составляет единый архитектурный ансамбль, являющийся ярким примером преобразования жалкой окраины капиталистического Петербурга в один из центральных районов социалистического Ленинграда».

Созданный Передерием и Никольским Володарский мост честно прослужил ровно полвека – с 1936 по 1986 год. Служил бы и дальше, если бы 10 сентября 1985 года в его разводные конструкции не врезался плавучий док.

Нет, мост, конечно, не рухнул. Но проведённые после аварии исследования выявили серьёзный износ его конструкций. В том же году руководство города решило провести капитальную реконструкцию переправы.

Работы велись с 1986 по 1993 год. Фактически, это было строительство нового моста. Железобетонные пролёты были заменены металлическими, самих пролётов стало не три, а пять. Демонтировали и знаменитые фермы – основные несущие конструкции моста.

Но демонтированы – не значит утрачены. Пусть и в разобранном виде, но старый Володарский мост сохранился. Побывать на нём можно и сейчас.

Во время реконструкции два постоянных пролёта моста были отделены от несущих опор и по Неве вывезены в посёлок Новосаратовка. Там, на самом берегу, они и лежат до сих пор. Даже на Google Maps отчётливо виден массивный абрис тех самых ферм и остатки бетонного пирса, по которому мост выгружали на берег.

Доехать до посёлка несложно – от метро «Ломоносовская» до него идут автобусы №476. А вот подойти к самим пролётам несколько проблематично – за четверть века Новосаратовка разрослась, и теперь прямой доступ к бывшему мосту перекрыт частными владениями.

Чтобы попасть к нему, нужно пройти посёлок насквозь и спуститься к Неве. Сделать это можно примерно на 400 метров южнее ферм (пропустить их сложно – они возвышаются над всей прибрежной частью посёлка).

Затем по берегу нужно проделать путь обратно. Он здесь довольно крутой, да ещё и утыкан различными железобетонными обломками непонятного происхождения. Местные рыбаки проложили здесь тропинку, но даже по ней идти довольно рискованно. Однако, оно того стоит.

Старый Володарский мост впечатляет некой чужеродностью, неуместностью среди окружающего провинциального пейзажа. А на высокие фермы можно забраться для красивых фотографий. Но осторожно.

Текст и фото — Артём Шипунов