С 10 по 16 августа в Выборге прошёл фестивальный смотр российского кино «Окно в Европу».

Пара внештатных корреспонденток «Луны Инфо» отсмотрели почти два десятка картин и делятся впечатлениями о фестивале и рекомендациями, что искать в петербургских кинотеатрах грядущей осенью или какие спецпоказы нельзя пропустить.

В середине августа в Выборге завершился 26 фестиваль российского кино «Окно в Европу».

«Ну это тот фестиваль, на который привозят фильмы, которые не взяли на Кинотавр», — едко шутят люди из индустрии. «Окно в Европу» и «Кинотавр» действительно любят сравнивать как два главных национальных киносмотра страны, забывая про одно важное различие. «Кинотавр» — закрытый фестиваль, куда можно попасть, если ты кинематографист, журналист или представитель кинопрокатной компании. «Окно в Европу» — событие для людей из профессиональной среды и для зрителей, которые успели купить билеты в кассе: никаких бронирований или онлайн-продаж.

Программа «Окна в Европу» часто слабее «Кинотавра».

Например, в этом году «Кинотавр» — это Иван Твердовский младший[note]«Класс коррекции», «Зоология»[/note], Наталья Мещанинова[note]«Комбинат Надежда», соавтор сценария «Аритмии»[/note], Григорий Константинопольский[note]«Кошечка», «Пьяная фирма»[/note], Авдотья Смирнова[note]«Два дня», «Кококо»[/note], Федорченко[note]«Овсянки», «Ангелы революции»[/note] и отдельный конкурс дебютов.

«Окно в Европу» — это общий конкурс для новичков и мэтров, рисковые проекты, которые сняли на Айфон, сомнительные эксперименты и фильмы откровенно телевизионного формата.

Когда-то свои фильмы в Выборг привозили Алексей Балабанов, Александр Сокуров и Алексей Учитель. Фильмом закрытия 26 кинофестиваля «Окно в Европу» стал новый проект Сарика Андреасяна «Непрощённый» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Когда-то фестиваль открывался фильмом Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила». Прошлогодний фестиваль стартовал с фильма Гарика Сукачёва «То, что во мне», который сняли по заказу Первого канала.

Когда-то «Окно в Европу» открывал новых кинематографистов. Будь то Пётр Буслов с «Бумером», ставшим культовым фильмом начала нулевых, или Роман Каримов с малобюджетным дебютом «Неадекватные люди», который стал впоследствии хитом проката. Но прошлогодний победитель Александр Хант с дерзкой комедийной драмой «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» остался известен лишь в кругах кинематографистов и любителей авторского кино, а в прокате собрал скромную сумму, чуть больше пяти миллионов рублей. Вырисовывается печальная картина: фестиваль «Окно в Европу», основная цель которого — открытие новых имён и поддержка отечественного кинематографа, всё больше становится похож на выездную тусовку и событие, которое проводят для галочки.

Отсмотрев за пять полных дней фестиваля около 20 картин из разных конкурсных программ, рассказываем, на что стоит обратить внимание и дождаться проката или спецпоказов.


«Хрусталь»

Режиссёр Дарья Жук — «Окно в Европу»: главный приз конкурса «Копродукция. Окно в мир», приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, гран-при «Золотой Дюк» IX Одесского международного кинофестиваля. Дата российского проката неизвестна. Показ фильма состоится в рамках фестиваля «Послание к человеку», который пройдёт в Петербурге с 15 по 22 сентября.

Минск, 96 год. Девушка Веля подрабатывает диджейкой и мечтает уехать в Чикаго, на родину house music. Она подаёт документы на американскую визу, и ей нужно доказать strong connections со своей страной. Путём нехитрого обмана девушка выдаёт левый номер телефона за официальный контакт места работы, после чего едет в посёлок Хрустальный на поиски квартиры с этим самым номером телефона.Ожидая звонка из посольства, Веля проведёт в незнакомой семье целую неделю, которая станет для девушки серьёзной проверкой на стойкость своих убеждений.

Уроженка Белоруссии Дарья Жук, уже 20 лет живущая в США, свой первый полный метр сняла про родное и, судя по фильму, наболевшее. Насколько автобиографической вышла дебютная картина, режиссёр не уточняет, но её главную героиню называет своим альтер-эго и признается, что в юности была не такой смелой.

Критики уже успели окрестить «Хрусталь» белорусской «Теснотой». У фильмов, действительно, есть точки соприкосновения: свободолюбивая героиня, время действия, формат кадра, реальные факты в основе. Но подобные пересечения лишь косвенно объединяют эти картины.

«Хрусталь» — это история про знакомую всем «американскую мечту», но показанная с неожиданной стороны, глазами белоруски на постсоветском пространстве.


«Кислота»

Режиссёр Александр Горчилин — приз за лучший дебют 29 Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр», в прокате с 4 октября.

Безмолвный манифест поколения двадцатилетних — так описывают свой фильм создатели «Кислоты». При просмотре становится ясно, что более ёмкое и точное описание придумать сложно. Один из героев добровольно обрекает себя на молчание, второй предпочитает либо условную тишину, либо вынужденное согласие, а третий и вовсе решает проблему бытия самым радикальным способом — прыжком с балкона. Это событие и служит завязкой сюжета, столкнувшись с которым каждый из героев по-своему будет приспосабливаться к реальности.

Дебютный фильм Александра Горчилина, ученика Кирилла Серебренникова и ведущего актёра «Гоголь-центра», поначалу кажется очередным высказыванием на тему проблемы отцов-матерей и детей. Но при тщательном рассмотрении история становится, скорее, приговором. Непонимание между родителями и детьми неизбежно, дружба при отсутствии честной коммуникации бессмысленна, а желание быть ответственным за свою жизнь и страх не вынести этой ответственности неделимы.

В фильме много и известных имён, и незнакомых лиц. Актёр и режиссёр «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, обречённый на популярность Александр Кузнецов, художник и театральный режиссёр Савва Савельев, невероятная Роза Хайруллина, трогательная Александра Ребёнок, молодые и прекрасные Арина Шевцова и Софья Синицына и Пётр Скворцов в небольшой, но запоминающейся роли наркомана-суицидника.

Не нужно ждать от «Кислоты», несмотря на название, какой-то дурацкой провокации. Это искреннее и серьёзное кино о поколении, которое разъедает себя изнутри.


«Папа, сдохни»

Режиссер Кирилл Соколов — победитель фестиваля «Окно в Европу» в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры».  Дата проката: осень 2018 — зима 2019

Фильм, который получил главный приз фестиваля, имеет важное отличие от всех других конкурсных картин — это единственный жанровый фильм в своей категории.

Виртуозная операторская работа, сумасшедшие «кровавые» эффекты, убедительный грим. «Папа, сдохни» хочется заслуженно расхваливать за техническую сторону, где, судя по конечному результату, поработали очень много.

Для насмотренного зрителя аллюзии на Тарантино, Макдонаха и братьев Коэнов считываются моментально. И визуально картина, действительно, отсылает к стилю этих режиссёров. Но если говорить про драматургию и сценарий, «Папа, сдохни» сразу превращается в условную комедию с парой смешных сцен, грубыми сексистскими шутками и, что самое неприятное, паразитированием на теме домашнего насилия.

Очевидно, что создатели фильма делают это намеренно, оправдывая всё происходящее финальным монологом о потере смысла и размывании границ дозволенного. Но с заигрыванием в абсурд и злоупотреблением сюжетных поворотов легко скатиться в банальный примитив.

Среди актёров уже привычный в роли оперуполномоченного Виталий Хаев и харизматичный Александр Кузнецов, чьё имя стоит запомнить уже сейчас, ведь оно всё чаще будет встречаться в титрах фестивальных и мейнстримных проектов.


«Ван Гоги»

Режиссёр Сергей Ливнев — «Окно в Европу»: специальный приз жюри конкурса «Копродукция. Окно в мир», первое место конкурса «Выборгский счёт», специальный диплом им. М. Таривердиева «За музыкальное решение фильма» 29 Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр», в прокате с 8 ноября.

Классическое семейное противостояние деспотичного отца, зацикленного на карьере и творчестве, и взрослого сына с травмированной в детстве психикой и, как следствие, глубокой депрессией. Жизнь в разных странах как попытка оградиться друг от друга. Болезнь отца как повод разобраться в обидах прошлого и найти силы для прощения. При кажущейся избитости сюжета фильм получился трогательным, честным и наполненным любовью.

Избежать типичных для подобных историй клише помогли сценарий, основанный на личных взаимоотношениях режиссёра картины с собственной матерью, и серьёзный актёрский дуэт Алексея Серебрякова и Даниэля Ольбрыхского.


«ВМаяковский»

Режиссёр Александр Шейн — «Окно в Европу»: специальный приз жюри, приз гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры», шорт-лист премии «Инновация» в номинации «Проект года», фильм открытия фестиваля-школы «Территория» в 2017 году.

Фильм, который маловероятно можно будет увидеть в прокате, едва ли — на спецпоказах, но точно можно посетить, если вы вдруг оказались в Москве.

Там картину показывают до 15 декабря в рамках большого выставочного проекта «Атлас ВМаяковский» в закрытом на реконструкцию музее-мастерской Голубкиной.

«ВМаяковский» стоит особняком от всех фильмов, показанных в рамках программы игрового кино «Окна в Европу».Это произведение искусства, смешение жанров, медленное погружение в героя в нескольких плоскостях одновременно.

«ВМаяковский» — фильм-перформанс, фильм-театр, фильм-манифест. Но при всей своей структурной сложности и многослойности эта хара́ктерная история может найти отклик у любого зрителя, готового приложить немного усилий, чтобы погрузиться и пройти этот непростой, но яркий путь и открыть своего героя.

«У нас фильм-поиск… Для меня Маяковский всегда был олицетворением прекрасного вкуса, стиля, смысла, энергии, панка, а не заколдованным соцреалистическим чучелом из советской школьной программы», — говорит Александр Шейн в одном из интервью.

Актёрский состав делает эту картину ещё интереснее для наблюдения. Юрий Колокольников, Чулпан Хаматова, Михаил Ефремов, Евгений Миронов, Антон Адасинский, Никита Ефремов, Пётр Верзилов. Как каждый из них будет ощущать своего персонажа? Как будет взаимодействовать с другими? Как будет меняться материал под влиянием особенностей и талантов каждого из них?

*нам кажется, Маяковскому бы понравилось.

материал подготовили: Кристина Смирнова, Анастасия Смирнова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *