Вечером 26 мая была открыта станция «Новокрестовская». Пока что ей смогут пользоваться только болельщики Чемпионата Мира по футболу, а после его окончания — любой желающий. На строительство нового участка от Приморской до Беговой выделили 30,1 млрд рублей, 11,8 из федерального бюджета. Проект получился масштабный, учитывая, что на работы дали всего 2,5 года. При строительстве не удалось избежать и бюрократических проблем: долгие процессы согласования неоднократно ставили под сомнение открытие станции к ЧМ-2018. «Луне» удалось изучить новую станцию, и мы рассказываем, чем хороша станция, зачем ей горизонтальные лифты, от которых отказались ещё в советское время, и почему вокруг неё совсем нет благоустройства?
«Новокрестовская» — станция мелкого заложения. Её глубина — 23 метра, и строили её открытым способом в котловане. Всего в городе еще три подобных станции: «Автово», «Ленинский Проспект» и «Проспект Ветеранов». Это обусловлено особенностью грунта и высокой плотностью застройки в Санкт-Петербурге. Именно из-за грунтового состава строители использовали новые технологии. Станции обустраивали параллельно прокладке тоннеля. Небольшая глубина позволяет быстро попасть на платформу: сначала пассажирам должны спуститься по траволатору или лестнице, а затем — по короткому эскалатору.
На станции боковой тип платформ, то есть пути находятся в центре, а посадка в вагон происходит с разных сторон, в зависимости от направления. При этом на каждую платформу можно попасть через отдельный вестибюль. Это позволяет разделять потоки на вход и выход во время проведения футбольных матчей.
«Новокрестовская» — станция закрытого типа, её пути огорожены полупрозрачной стеной из стеклопластика, двери которой автоматически открываются во время посадки и высадки. Такое решение применяли при строительстве станций в советское время, например для «Маяковской» или «Парка Победы», но оно оказалось неэффективным, и на некоторое время от него отказались. Дело в том, что «горизонтальный лифт» требует дополнительного обслуживания, а ситуации неравномерной стыковки дверей вагона и платформы приводили к снижению пропускной способности. Ошибка в несколько сантиметров затрудняла посадку и высадку. На новой станции ограждение защитит пассажиров от падений под поезд, ведь после окончания матча не исключены столпотворения.
Близость Финского залива сказалась на оформлении станции. Дизайн вестибюлей выполнили в морской тематике: узоры на колоннах и стенах напоминают течение и волны. Самое крутое, что пассажирам нравится, и многие фотографируются на платформах.
На платформах вывесили большие иллюстрации. Так как полотна находятся за стеклом, рассмотреть их детально не получается, но они преображают станцию. Кроме того, в вестибюле стоят скамьи, которые в Санкт-Петербурге хочется видеть чаще.
Одна из самых приятных деталей — это наличие двух лифтов для маломобильных граждан. Для каждого лифта на поверхности оборудованы отдельные вестибюли, из них можно попасть на необходимую платформу. Насколько такая реализация удобна, узнаем после полноценного запуска, но вектор взят правильный и нужный.
Пространство вокруг вестибюлей облагородили только саженцами и клумабами — никаких мест для отдыха или активности нет. Возможно, это обусловлено тем, что в первую очередь территория рассчитана на обслуживание большого количества людей. К сожалению, в дни без событий станция будет вымирать.
Артем Николаев