Когда мы думаем о Бэби-бумерах, перед глазами встают образы хиппи и танцоров диско. Вспоминая о Поколении X, в памяти всплывают ассоциации с гранжем и метросексуалами. Со словом «миллениум» плотно сцепились имена Марка Цукерберга, заработавшем в 23 года в одном балахоне свой первый миллиард, и Майли Сайрус, которая демонстрирует в каждый направленный на нее объектив фотокамеры свой язык и обнаженную грудь. Миллениалы дерзкие, нарциссичные и уверенные в себе. Какие бы ярлыки на них не вешали, они признаны обществом и им же озаглавлены.
Каждое из поколений может быть представлено парой-тройкой иконических образов. Во всяком случае, пара предыдущих — точно. Но каким мы видим подрастающее Поколение Z или, говоря проще, центениалов? Большинство из них все еще учатся в старших и средних классах школы, поэтому говорить о представителях этого поколения серьезно все еще рановато.
Пока центениалы находятся на стадии становления, многие из них выглядят как обычные подростки: мальчики носят джинсы, крутые кроссовки и растрепанные волосы, девочки носят джинсы, крутые кроссовки и аккуратно-уложенные волосы. Но когда они выйдут из пубертата, нужно быть готовыми к их приходу. Хотя бы потому, что век цифровых технологий будет полностью принадлежать им.
Истерика по поводу того, что растущее поколение воспитывается в окружении гаджетов и бесконечных потоков информации, оказалась напрасной. Дети, родившиеся между 1996 и 2000 годами прекрасно ориентируются в реальном и виртуальном пространстве, они готовы ко всему новому и запросто способны превзойти своих предшественников по всем параметрам. Да, те, кто родился в эпоху повсеместного распространения интернета, все еще кажутся беззащитными детишками, но уже сейчас это совсем другие люди, со своими повадками, привычками и особенностями мышления.
Центиенталы: что их отличает?
1. Центениалы родились в эпоху активного существования интернета. Они не знают о жизни без электронных гаджетов и современных технологий. Более четверти суток они выделяют на использование мобильных и компьютерных приложений. Для этого поколения не существует разницы между материальным и цифровым пространством, они свободно лавируют между виртуальным и реальным мирами.
2. Они предпочитают визуализацию и наглядность любых идей и продуктов. Они получают знания глазами, а общаясь в сети, используют эмодзи, смайлы и картинки. При этом увиденная информация поглощается ими стремительно: показать им ролик намного продуктивнее, чем прочитать вслух выдержки из учебника.
3. У них есть преимущества в перекрестном образовании. Привычка пользоваться гиперссылками и одновременная обработка информации из разных областей науки приводят к тому, что все, что они видят, оказывается пронизанным отсылками и референсами.
4. Они склонны мыслить глобально из-за непрерывного получения информации со всего света. Они заинтересованы в исследованиях, новых разработках и открытиях. Кроме того, у них повышена тяга к самосовершенствованию.
5. Центениалы делают ставку на скорость. Им неинтересно подолгу обсуждать какую-то проблему. Решения они тоже принимают стремительно, не особо подвергая себя сомнениям или рассуждениям. Вопрос решен — двигаемся дальше.
6. Они знают цену анонимности. Активное онлайн общение под вымешенными именами видится им не менее важным и реальным, чем с разговоры с одноклассниками или родителями за пределами экрана смартфонов.
7. Им сложно сконцентрироваться на одном вопросе. Недостаток внимания, неусидчивость и гиперактивность — вот главные черты поколения центениалов.
Поколение Z как целевая аудитория
Центениалам уже не получится продать что-то по старинке. У них выработан иммунитет к сегодняшним методам продвижения товаров — рекламе, листовкам, баннерам и спаму. Их внимание получится зацепить только по-настоящему интересным предложением. Чем-то, что будет выходить за рамки привычного. Они обожают вирусную рекламу и лайки. Их внимание может привлечь расшаренная приятелем ссылка на веб-ресурс или веселое видео, собравшее сотни комментариев.
Жизнь представителя Поколения Z полностью сконцентрирована в смартфонах, планшетах и ноутбуках. Именно поэтому продовольственные магазины и шоурумы им заменяют онлайн-магазины и мобильные приложения с доставкой еды, техники и одежды на дом. Цинтениалы — настоящие интернет-шопоголики, которые ценят минимализм и знают цену деньгам. Странным образом они умудряются совмещать противоположное — и в этом их характерная черта.
Дети 2000-х на работе
Поколение центиенталов — совсем не бесполезное. Они знают, как работают методы продвижения и где искать источники того, что взорвет рынок. У них развита интуиция на определенные ситуации: они научились выкладывать фото в нужный момент, собирать лайки и монетизировать информацию. Из центениалов получатся отличные сотрудники в интернет среде, digital-маркетинге и соцсетях, — наиболее перспективных сферах на рынке труда недалекого будущего.
Однако нынешние школьники не совсем готовы на кого-то работать – почти две трети центениалов мечтают открыть свой бизнес и заняться предпринимательством. Они не мыслят своей жизни без работы и готовы много трудиться, чтобы прилично зарабатывать. Они совсем не намерены сидеть без дела и ждать внезапного обогащения. Эта трезвость в отношении денег противоположна надеждам детей конца 1980-х.
Манифест Поколения Z — его отсутствие
Отличает центениалов и то, что они не склонны к бунтарству. Поколение, растущее в период повышенной мировой угрозы терактов и экономической напряженности, имеет трезвый взгляд на жизнь, хочет стабильности и процветания. Они не гонятся за модой, предпочитая одноразовым вещам то, что дольше прослужит. Среди них свойственно быть минималистичными и рассудительными. Они гораздо меньше курят и пьют, ответственны в вопросах секса, редко рожают в юном возрасте и много думают о здоровье.
Это первое поколение, выросшее в мультикультурной среде. Центениалам все равно, где родился собеседник и как он выглядит. Именно это делает Поколение Z самым терпимым и спокойным по сравнению со всеми предыдущими. Им не интересен соревновательный дух, в них нет стремления к первенству или склонности к разрушению системы. Свою задачу центениалы видят в систематизации мирового беспорядка и постепенном улучшении мира.