Когда-то одной татуировки на теле было вполне достаточно. Сегодня мы наблюдаем за поколением, которое раз за разом возвращается в тату-салон за новой дозой чернил. И эта тату-зависимость лишь набирает обороты.

Татуировки повсюду. Когда-то они считались атрибутами рабочего класса, моряков, преступников и членов банд, а сегодня татуировка есть на теле у каждого пятого жителя развитых стран. Среди молодых людей ситуация обстоит намного острее: татуировки присутствуют у одной трети поколения 20-30-летних. И все чаще поклонники татуировок не ограничиваются единоразовым походом к тату-мастеру. Им недостаточно небольшой скромной татуировки, которую можно легко скрыть под одеждой, как это делают некоторые из их матерей, скрывая последствия своей беспечной молодости.

В западном мире главным вдохновителем фетиша татуировок считается Дэвид Бекхэм, который в начале нулевых набил на пояснице имя своего сына Brooklyn, выдержанное в готическом стиле. Позже эта часть тела была аннексирована роковыми женщинами для размещения там бабочек, цветов и бантиков. Сейчас у Бэкхема насчитывается около сорока татуировок, которые он без стеснения демонстрирует в рекламе нижнего белья.

hm_davidbeckham

С каждым годом число преданных татуировкам энтузиастов заметно увеличивается. Некоторые татуировщики имеют базу данных постоянных клиентов, которая вряд ли может сравниться с картотекой любого из врачей. В 80-х те, кто носил одну-две татуировки, уже считались настоящими рок-звездами у себя в компаниях. Сегодня стоит зайти в любой барбершоп – и у каждого кресла будет кружиться рок-идол с татуировками на шее и набитыми от запястья до плеч «рукавами».

Отзываться о тату-мании как об одной из форм зависимости не совсем правильно. Многим требуется от двух до семи лет раздумий перед тем, как заполучить на своем теле второй рисунок. Первый опыт «иглоукалывания» оставил свой след, поэтому к последующим процедурам многие люди относятся более ответственно, оглядываясь на пережитый опыт. А в нем была и боль, и осознание того, что от татуировки на теле с трудом можно избавиться и то, что это не всегда дешево и не везде приветствуется.

Те, кто наносит на свое тело несколько татуировок, оправдывают свое увлечение тем, что эти процедуры позволяют им ощутить контроль над своим телом. С пробой боли приходит понимание того, что тело может ее вынести, и к этому ощущению хочется возвращаться снова и снова.

il_fullxfull-1026903188_hxf0

На протяжении последних лет психология татуировок была предметом повышенного академического внимания, но редко кто обращался к вопросу одержимости татуировками напрямую. Социальные различия между теми, у кого есть татуировки и теми, у кого их нет, не особо заметны. Разве что первые — более общительны и нуждаются в повышенном внимании.

Стремление к уникальности, по-видимому, является основной причиной, заставляющей молодых людей испещрять себя татуировками. Только непонятно, каким образом количество татуировок влияет на индивидуальные качества личности. В настоящее время об уникальности свидетельствует скорее отсутствие нательных рисунков. Так что татуировки начинают носить исключительно эстетическую значимость.

Иногда татуировки выполняют и клиническую функцию. Люди, страдающие от витилиго — заболевания при котором на коже появляются белые пятна — обращаются в тату-салоны за косметическими процедурами. Некоторые наносят на пораженные участки обширные татуировки, а для других опытные мастера могут подобрать нужный тон и сабить определенные участки так, что от проблемы не останется и намека.

maq-vitiligo

Некоторые психологи говорят о том, что стремление людей к бесконечному нанесению татуировок на тело продиктовано жаждой удовольствия. Для тех, кто делает это многократно, мотивация заключается в самом процессе, а не в конечном результате. Таким людям удовлетворение приносит осознанность управления болью и ощущение контроля над манипуляциями тату-мастера. Именно поэтому свои тела украшают и многие спортсмены. Это — своеобразный обряд посвящения, способ прочувствовать свое тело, вынесенный за спортивные рамки, марафон наедине с самим собой.

Как и большая часть того, что когда-то считалось контркультурным, татуировки пришли в мейнстрим именно из андеграунда. Популярность Дэвида Бэкхема или другой иконы популярной культуры — Эми Уайнхаус — со множеством татуировок, без сомнения, значительно отразилась на распространении тату-эпидемии. Тренд подхватили даже книгоиздатели: во многих книжных магазинах и сувенирных лавках появились целые энциклопедии татуировок.

russian-criminal-tattoo-encyclopaedia-lumberjac

Они стали более скромными и начали соответствовать жизненным этапам тех, кто их носит.  Отправившись, скажем, в Таиланд, многие привозят памятные сувениры из путешествия на своем запястье или плече. Кельтский браслет, тайский символ или цветочный орнамент, конечно, могут выглядеть привлекательно, однако непонятно, зачем собирать татуировки как аксессуары.

Татуировки, вышедшие из оков табу и вошедшие в зону «нормы», все еще сталкиваются с общественным неодобрением. Например, наличие тату может стать помехой при получении работы. Некоторые работодатели, да и общественность в целом, расценивает наличие татуировок у девушек как признак меньшей привлекательности, распущенности и склонности к алкогольной зависимости.

Тем не менее, у нас нет очевидных причин, которые отвечали бы на вопрос почему одни молодые люди склонны к покрытию собственного тела бесконечным количеством татуировок в большей степени, чем другие. Этот ответ может сводиться к чему-то большему, чем тривиальное наличие эстетичного вкуса. Однако интуитивно на него могут ответить татуировщики, которые точно знают, кто из клиентов в обязательном порядке придет за второй, третьей и всеми последующими дозами чернил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *