К 2020 году треть рабочей силы в мире составят родившиеся в 80-90-х годах представители поколения Y, чья жизнь неразрывно связана с цифровыми технологиями. Вопреки стереотипам, поколение 20-30-летних готово работать усерднее и больше предыдущих, а факторы, отличающие их от предшественников, могут стать определяющими для развития мировой экономики.
К таким выводам пришла международная консалтинговая компания Manpower Group, представившая результаты исследования в докладе Millennial Careers: 2020 Vision. В опросе агентства приняли участие 19000 молодых людей из 25 стран мира. «Луна» подготовила краткий конспект этого документа, чтобы поближе рассмотреть самые важные профессиональные черты миллениалов-трудоголиков.
Заточены на оптимизм
Молодые люди, родившиеся между 1980 и 2000 годами, оказались на рынке труда в период рецессии и рекордного уровня безработицы среди молодежи. Эта тяжелая обстановка подтолкнула их к тому, чтобы заниматься непрерывным совершенствованием навыков, для получения которых необходим высокий уровень образования. Несмотря на это, две трети из них очень оптимистично смотрят на свое карьерное будущее.
Около 60% поколения Y считают, что если они потеряют работу, то быстро и легко смогут найти несколько аналогичных вариантов. Самыми большими оптимистами оказались миллениалы из Мексики, Китая и Германии: там положительно расценивают свои карьерные перспективы 70-80% респондентов. Менее всего в своем карьерном росте уверены молодые жители Греции, Италии и Японии — в этих странах показатель колеблется на уровне 30-50 процентов. При этом исследователи отмечают, что для поколения Y карьерный путь в большей степени является сменой различных рабочих мест, а не работой на одну компанию в течение долгого времени.
Работать до гроба
В результате исследования выяснилось, что большинство миллениалов готовы к тому, что будут работать дольше, чем все предыдущие поколения. Более половины представителей 20-30-летних планируют работать до 65 лет, 27% — до 70 лет, а 12% совсем не хотят выходить на пенсию и готовы проработать всю свою жизнь. Среди тех, кто хочет задержаться на работе до гробовой доски, наибольшее количество респондентов из Японии (37%), Китая (18%) и Греции (15%).
Составители доклада призывают избавиться от стереотипов о том, что поколение современных молодых людей — ленивое и предпочитает отдых работе. Статистика показывает, что они работают столько же, сколько и люди старшего поколения, если не больше. 73% респондентов отметили, что проводят на работе свыше 40 часов в течение пяти рабочих дней, а почти четверть работает по 50 часов в неделю. При этом 26% молодежи работает на двух и более работах. Три четверти опрашиваемых работают полный рабочий день, но более половины из них готово в будущем к нестандартной, например, проектной или сетевой занятости.
Учитывая то, что миллениалы настроены работать больше и дольше своих предшественников, отдыхать они тоже собираются чаще других. 84% респондентов говорят, что в будущем не исключают продолжительные перерывы в своей карьере. Кроме заботы о родителях и детях, 40% из них рассчитывает регулярно брать отпуск для отдыха и путешествий. А вот сделать паузу в карьерном росте ради работы партнера готовы около 10% молодых людей. Именно поэтому в будущем исследователи прогнозируют увеличение количество семей с двумя источниками доходов.
Приоритеты и требования
Авторы доклада отмечают, что представители поколения Y совсем не готовы менять место работы при любой удобной возможности. В период острых кризисов и постоянной экономической нестабильности надежная и стабильная работа для них так же важна, как и для предыдущих поколений. Однако 20-30-летние молодые люди готовы расстаться с нагретым рабочим местом ради повышения квалификации.
93% опрошенных миллениалов отмечают, что без постоянного развития и повышения своих навыков они быстро проиграют конкуренцию на рынке труда. Работа для них в большей степени выступает в качестве пути к самосовершенствованию и совсем не является пунктом назначения. Для 92% респондентов основным мотиватором при выборе места работы являются деньги. Далее идут безопасность, наличие достаточного количества свободного времени и возможность работать с интересной командой.
Не последнюю роль играет и значимость работы. Среди всех остальных поколений миллениалов отличает их убежденность в том, что большую роль в карьерном росте играют компетенции и талант, а не только связи. Такие молодые сотрудники живут в мобильном измерении и отличаются повышенной социализацией. Поэтому наличие инновационной инфраструктуры на работе, а также нацеленность менеджмента компании на технологическое развитие станет дополнительным плюсом и отразится на мотивации миллениалов при выборе места работы.
Приключения миллениалов в России
Запросы российского поколения Y аналогичны мировым. Большинство из нас ждет от будущей работы высокой зарплаты (56%), карьерного роста (49%), стабильной компании (39%) и комфортной атмосферы в коллективе (30%), а список самых привлекательных мест для работы среди студентов в России сегодня возглавляют компании-гиганты, среди которых Google, Yandex, «Сбербанк» и «Газпром».
Сегодня в России проживают около 23 миллионов людей в возрасте 20-30 лет. При этом, к 2020 году ожидается снижение численности трудоспособного населения до показателя в 81 миллион человек. В результате, более четверти экономически активного населения в будущем будет представлено миллениалами, и это соотношение в дальнейшем только продолжит расти.
На мировом рынке труда наблюдается активный тренд, связанный со смены поколений. Текучка кадров в крупных компаниях по всему миру набирает колоссальные обороты. В международных исследованиях этому вопросу уделяется огромное внимание, а для России эта тенденция остается неочевидной. Чаще всего такими перебежчиками как раз и становятся мобильные и подвижные представители поколений миллениалов и центениалов.
Поколения Y и Z значительно отличаются ото всех предыдущих уже на концептуальном уровне. Для них свойственны иные профессиональные критерии, философия и жизненные установки. Если работодатели не будут это учитывать, то рискуют расстаться с возможностью взрастить в своих стенах самых лучших и талантливых сотрудников.