В последние годы с российского и в частности с петербургского рынка постепенно уходят крупные международные ритейлеры. Основной причиной ухода становится отсутствие видимой прибыли или неспособность российского потребителя приобретать товар. «Луна» рассказывает про самые крупные компании, которые ушли с российского рынка с 2015 года и беседует со специалистом в области экономики о том, как это влияет на жизнь горожан.
Какие компании ушли с российского рынка с 2015 года?
В декабре 2015 года японская марка Toshiba объявила об уходе с российского рынка электроники и бытовой техники. В интервью газете «Коммерсантъ» гендиректор ООО «Тошиба Рус» Хироаки Тезука честно признался, что компания не выдержала конкуренции с Samsung и LG.
General Motors объявил об уходе принадлежащей ему марки Opel в марте 2015 года, а завод американского концерна в Петербурге заморозили. Руководство объяснило свое решение сложной экономической ситуацией в России и ослаблением курса рубля. Однако в начале этого года интернет взорвала новость о том, что бренд Opel вновь готов выйти на российский рынок. «Россия — это крупный и привлекательный рынок с большим потенциалом, на котором немецкий бренд завоевал отличную репутацию», — рассказали представители компании.
В начале 2016 года об уходе с российского рынка сообщили два крупнейших западных лоукостера — AirBerlin и EasyJet. Летом того же года рынок покинула компания Eurowings. Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов тогда заявлял: «Уход с российского рынка авиакомпаний AirBerlin, EasyJet, Eurowings и DeltaAir — следствие целого ряда тяжелых объективных причин. Резкий спад авиаперевозок случился вследствие авиакатастроф, когда из-за преступных террористических актов погибли сотни наших граждан. Россия вынуждена была полностью прекратить полеты на направлениях, где объемы перевозок исчислялись миллионами пассажиров. Экономический кризис, международный психоз, санкционные меры, демонизация России в связи с Украиной и Сирией отбили у наших граждан желание летать. В результате наш рынок понес серьезные потери. Но есть уверенность, что по мере улучшения экономической ситуации в стране, по мере сезонного оживления эти авиакомпании вернутся на наш рынок».
В 2018 году из города ушла немецкая сеть магазинов электроники MediaMarkt. Причиной ухода стала продажа сети группе «Сафмар». Кроме того, «М.Видео» присоединился к сделке и принял под свое управление 42 магазина MediaMarkt в 22 городах России. Они продолжают работу под брендами «М.Видео» и «Эльдорадо». Президент «М.Видео» Александр Тынкован отметил: «Покупка сети MediaMarkt позволит сократить сроки реализации проекта по расширению сетей „М.Видео“ и „Эльдорадо“. Мы получаем отлично расположенные магазины в крупнейших российских городах. После перехода на нашу бизнес-модель ребрендированные магазины смогут приносить выручку на квадратный метр на уровне лучших точек „М.Видео“ и „Эльдорадо“, которая на 35% выше, чем в среднем по компании».
В прошлом году из города окончательно ушел финский ритейлер Stockmann, продав свой последний российский актив — торговый центр «Невский Центр». В стране остались только магазины, открытые по франшизе. Компания решила сосредоточиться на развитии своих магазинов в Финляндии и странах Балтии. Ее представители отметили, что продажа увеличит «финансовую гибкость и уменьшит задолженность в балансе группы».
Американский бренд по продаже аксессуаров и бижутерии Claire’s закрыл свои магазины в России в 2018 году. Это была его вторая попытка выйти на российский рынок, и она закончилась неудачей. Очередной уход американской марки из страны эксперты связали с ростом потребительского спроса в пользу более дорогих товаров. Эту теорию подтвердила заместитель директора отдела аренды торговых центров JLL Резеда Садритдинова: «Появление новых магазинов на российском рынке было связано с подъемом рынка бижутерии в мире несколько лет назад. Но сегодня покупательское поведение изменилось: потребитель все чаще задумывается о том, чтобы „инвестировать“ средства в качественные изделия, которые прослужат не один сезон и будут актуальны и через несколько лет».
Весной этого года стало известно, что сеть магазинов техники «Кей», которая проработала на российском рынке 27 лет, закрыла все магазины в стране и в Петербурге. Покупателем торговой сети выступил федеральный ритейлер DNS, входящий в тройку крупнейших продавцов электроники в России.
В этом году на просторах рунета появилась информация о том, что компания Neste решила продать свой бизнес в Петербурге. «Neste стремится стать мировым лидером в области решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла. Продажа российского розничного топливного бизнеса позволит нам сосредоточиться на наших стратегических приоритетах», — заявил президент и главный исполнительный директор Neste Питер Ванакер.
Помимо Neste об уходе с российского рынка заявил Ford. Компания прекращает производство легковых автомобилей в России и передает свои активы автомобилестроительной компании «Соллерс». Вице-премьер Дмитрий Козак прокомментировал это так: «Ford имеет проблемы со сбытом продукции и принял решение не продолжать самостоятельный бизнес в России».
«Луна» поговорила со специалистом в области экономики и узнала, почему с российского рынка уходят крупные международные компании и что это значит для российского потребителя.
Дмитрий, финансовый директор
— Крупные международные компании уходят не только из Питера, они уходят из России. MediaMarkt ушел потому, что его бизнес был заточен под розничные магазины. При этом все ритейлеры, которые занимались продажей бытовой техники, кроме торговых площадей стали развивать интернет-магазины. MediaMarkt начал делать это позже всех и он немножко опоздал. Соответственно, накладные расходы на единицу товара у него получались большие, потому что у его магазинов были большие площади и большое количество торговых точек. Они стали терпеть значительные убытки и на этом фоне приняли решение уйти из России. Что касается «Форда», он принял решение уйти не только из России, но и с Европейского рынка как такового. То есть у него остались производства только в Канаде, Мексике и, по-моему, в США. Я считаю, что это плохо, потому что это влечет за собой потерю рабочих мест, снижение поступления налогов в доблестный бюджет Ленинградской области и — в дальнейшем — сложности в обслуживании и получении запчастей для «Форда» на территории России. Раньше у них здесь был склад, это позволяло получить запчасти для машин, которые производились у нас, а теперь это будет немножко по-другому.
— Что означает для российского потребителя уход крупных компаний с российского рынка?
— Уход MediaMarkt никак не повлиял на рынок по продаже бытовой техники. Российский потребитель от этого даже выиграл — когда MediaMarkt уходил с рынка, он очень быстро пытался распродать все свои торговые запасы. И в принципе, кто успел вначале, — выиграл, потому что получил некоторые вещи с бешеными скидками. Это была выгода от их ухода. А так стало на одного игрока рынка меньше, может быть, конкуренция немного уменьшилась, потому что по большому счету остался один крупный торговец «Эльдорадо» и «М.Видео», у которых вообще один хозяин. Хоть они и два юридических лица, можно считать, что собственник у них один.
— То есть на людях это никак не сказывается, потому что на место того, кто ушел, всегда приходит кто-то новый?
— Ну в принципе да. Ниша на рынке освобождается. Бывают ситуации, когда рынок перегрет и уже некуда развиваться, и уходящий игрок рынка позволяет приходящему игроку занять его место. Рынок продажи запчастей, например, не резиновый. Соответственно, если на одного игрока становится меньше, его доля, которая существовала, перераспределяется между другими.
— Что может значить для России уход крупных международных компаний?
— Во-первых, снижение налоговых поступлений. Уходя, компании сворачивают свои производства на территории России. Это означает, что может произойти подорожание тех товаров, которые эти компании производили на территории нашей страны, потому что теперь их нужно будет ввозить. Когда производство было локализованным, какие-то вещи производились здесь, соответственно. Если ввозить запчасти, то на них таможенная пошлина меньше, чем на готовые изделия. Теперь такого не будет, и это может привести к росту цен.
Олеся Гаврилова