Совокупная аудитория главных пабликов с мемасами «ВКонтакте» набирает десятки миллионов человек. Развлекательные паблики давно перестали быть просто сообществами – это компании, где работают люди, получающие зарплату. Их названия у всех на слуху. Но делают ли они собственный контент? Нет. Они воруют его.

Блогеры, придумывающие шутки или делающие смешные картиночки «для души», часто жалуются на то, что уже через несколько часов их мемасы появляются по очереди во всех популярных пабликах. Чаще всего авторство не указывается вообще никак. Если это скриншот из твиттера, имя автора стыдливо замазывают. А то и вовсе переделывают цитату в виде картинки, убрав из неё мат – мол, целевая аудитория не поймёт.

Нам это надоело, и мы решили рассказать, почему лучше искать и читать хороших авторов, а не подписываться на тонны мусорных пабликов, ворующих под копирку друг у друга.


Шутки, мемасы, смешные картинки — всё смешное и популярное, что вы сделаете, вскоре окажется на главных пабликах страны. Проследить это довольно легко. Заходим на любой паблик вроде «Лепры», «Прояснилось», «Борща», «МХК» или «Дзена», гуглим шутку. Чаще всего она взята из твиттера. Далеко ходить не надо – вот, например, шутка от главного редактора «Луны».

 

Какое разнообразие в интернете! Здорово, правда?

Или от пользователя Bob Farber.

А вот самые популярные шутки от Татьяны Барышниковой, которые вы наверняка много где встречали.

Татьяна, к слову, регулярно пытается связываться с админами пабликов-агрегаторов, ворующих шутки, и просит поставить авторство или хотя бы пропиарить её. Иногда админы идут навстречу, но чаще всего реакция не очень адекватная:

«Мы твое авторство подписывать не будем, потому что тебя никто не знает»

А как же обо мне кто-нибудь узнает, гении мыслительного процесса, если вы нигде не указываете моё авторство?

«Рассказ подпишем, а шутку не будем, это же шутка всего лишь, фигня»

Такая фигня, что вам приходится её воровать, да, ребят? Шутку ведь каждый придумать может. Только вы почему-то не фонтанируете крышесносными остротами.

«Вы добавлены в чёрный список сообщества»

Самая распространённая реакция. Если такой админ начнёт высказывать претензии к властям, его должна ударить молния», — пишет Татьяна.

Контент популярных пабликов ежедневно дублируется примерно на 50%. Чтобы знать, какие интересные шутки и мемасы появились в интернете, необязательно читать их все – воруют друг у друга примерно в одинаковой пропорции.

Если проследить, как украденная шутка путешествует по ВК, можно увидеть, что первыми обычно хватают свежие мемасы агрегаторы типа «Прояснилось». Чуть позже у них берут сотрудники пабликов «Дзен», «Борщ», «Лепра», «Шредингер шутит», «Тёмный уголок», «Бешеные панды умирают стоя», «Слегка упоротая редакция», «Развращённая интеллигенция» и сотни других, помельче.

Если вам показалось, что админы агрегаторов – хитрые сетевые сталкеры, пристально следящие за каждым пользователем твиттера – это не так. Как правило, сотрудники таких площадок – совсем юные пользователи, которые не особо заботятся о качестве. Не так важно, чтобы шутка была смешной, главное, чтобы она расходилась репостами – это и есть основной показатель.

Сколько денег они на этом зарабатывают? Очень по-разному – зависит от направленности и аудитории. Например, средний паблик с 1,5 миллионом подписчиков может заработать на рекламе более 400 тыс. рублей в месяц. Впрочем, это очень усреднённая цифра. У популярных сообществ рекламу заказывают на месяц вперёд. Рекламный пост может стоить от двух-трёх тысяч и выше.

Соответственно, раз постинг поставлен на поток, зачем придумывать контент самим, если можно просто воровать? Сначала у твиттера и блогеров в ВК, потом друг у друга. Придумал ты смешную шутку друзей повеселить – а кто-то срубил на этом бабла. Прекрасно.

Админ паблика «Балладовские чтения» некоторое время проработал в одном из пабликов-агрегаторов. Вот что он по итогам написал:

«Все крупные паблики одинаковы и конкурируют между собой. Представьте себе, что владельцы топовых сообществ искренне считают себя уникальными, воруя при этом весь юмор из одной кормушки. Мордор убеждён, что основная часть аудитории — быдло, которое схавает всё… и сложно это опровергнуть, когда видишь людей, подписанных на несколько топовых сообществ, контент которых ничем не отличается друг от друга.

По факту можно сделать пустой паблик, наполнить его шутками из любого топ-сообщества, купить в нём же рекламу и через пару дней у тебя будет сообщество с 10-30к подписчиками. Добро пожаловать в Гидру, хайль Гидра!».

Воруют тоже по-разному. Рекорды гребаного стыда побивает небольшой, но подающий надежды паблик «Что-то новое». Мы даже поставим на него, в отличие от других пабликов, ссылку, чтобы все видели. Этот проект целиком состоит из твиттерских шуток. Эти гениальные ребята вообще не заморачиваются и просто копируют текст из твиттера. За указание на воровство – банят.

Некоторые паблики – например, «Как я встретил столбняк» — иногда всё-таки проявляют зачатки сетевой этики и не замазывают имя автора на скриншоте. Это уже воровством назвать трудно.

Зависит это не от совести админов, а от того, не лень ли сотруднику замазать имя автора.

 

Но большинство вроде «Лепры» или «Прояснилось» не заморачивается. Имя автора вырезают или замазывают. Зачем это делать, не совсем понятно. Видимо, админы думают, что умные и активные пользователи немедленно забьют имя автора в поисковую строку и будут читать его вместо них. Зря они так думают. Хотя было бы здорово.

 

«Борщ» замазывает копирайт, а иногда ещё и ставит свой. Гениально.

Некоторые проявляют чудеса креативности: например, можно оформить шутку в виде смешной текстовой картинки. Можно поставить смешной фон. Можно чуть-чуть изменить текст. Например, с шуткой Татьяны Барышниковой поступили так. Изначально вместо слова «кошмар» был менее цензурный аналог. Смягчили под целевую аудиторию.

С картинками, к слову, та же история. Замазал копирайт или даже поставил свой – и пошло-поехало.

И тут логичный вопрос: а почему, собственно, это плохо? Одни люди шутят, другие деньги зарабатывают. Часто встречается такая точка зрения: мол, не умеешь монетизировать свой контент, его будут монетизировать другие.

Печаль в том, что контент монетизируют на воровстве. Юридически, конечно, у нас нет авторского права на шутки в твиттере – да и пойди докажи это в суде. Но фактически – да, это именно воровство.

Другой вопрос – приятно ли самим пользователям сети читать мусорные паблики, которые воруют друг у друга под копирку?

Шутки-то у авторов и правда хорошие. Но ворованный контент – это некачественный контент. Это неуважение к читателю. Админам агрегаторов плевать на качество – они гонятся только за репостами, увеличивающими в итоге стоимость рекламного поста. В итоге соцсеть превращается в бессмысленный механизм паразитирования. Деньги делаются из воздуха. Щёлканьем клавиш Ctrl+C и Ctrl+V штампуются одинаковые посты из ворованных шуток. Это хуже, чем китайская подделка. Агрегаторы делают «ВКонтакте» вторичной и скучной свалкой затёртых баянов.

Читая паблики-агрегаторы, вы просто лишний раз смотрите рекламу.

Бороться с этим станет возможным, если в соцсетях появится механизм реагирования на воровство мемасов. Например, если бы от уникальности контента зависел порядок выдачи в «умной ленте». Или если бы уникальность контента влияла на стоимость рекламного поста.

А ещё лучше – запустить механизм, при котором пользователь может пожаловаться на украденный у него мемасик. Но это уже будет означать, что к нам пришла новая культура обращения с контентом. Было бы хорошо.

Было бы здорово поставить агрегаторы перед выбором – делать собственный качественный контент (спойлер: не получится) или сгинуть.

Кажется, пора научиться уважать авторов и читателей.

Александр Пелевин