Итак, про Матильду. Если честно, даже несколько жаль, что нам нельзя материться в текстах. Дорогой Роскомнадзор, разреши хотя бы ради таких случаев! Потому что, по правде говоря, так и хочется высказать по этому поводу шквальный поток сознания в стиле незабвенного сорокинского письма Мартину Алексеевичу.
Но мы держимся. Держитесь и вы.
Итак, первое.
Режиссёр Учитель снял кино, в котором будущий царь Николай подкатывает к балерине Кшесинской и яростно тараканит её за кулисами. Оставим в стороне историческую часть вопроса: в конце концов, кино вроде не позиционируется как историческое. Учителя там не было, свечку он не держал.
О культурной ценности самого фильма не говорим — он ещё не вышел. Может, и правда хорошее кино. А может, плохое. Мы не знаем.
Тараканил ли Николай Кшесинскую – дело десятое. Может, и тараканил, а может, просто читал ей вслух «Евгения Онегина» под балконом. В общем, мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что Николай тараканил Кшесинскую за кулисами. Но, справедливости ради – противники фильма тоже не могут быть на сто процентов уверены, что не тараканил.
Стало быть, речь не об истории, а сугубо об оскорблении чувств. Мол, как же так, царь – и вдруг жахается с балериной!
Стоп, ребята. Стоп-стоп. А что, собственно, плохого в том, что один живой совершеннолетний человек по обоюдному согласию занимается сексом с другим живым совершеннолетним человеком? Это вроде как нормально для живых человеческих людей.
Царь, даже если он последний (или крайний, как тут высказался Макаров) – тоже человек. Тем более что во времена, описываемые в фильме, он был ещё и не царь. И вообще, свободный человек, делай, что хочешь – хоть балерину, хоть крестьянку.
Или вы запрещаете Николаю II заниматься сексом с балеринами? Так поздно, ребята, он умер давно.
В чём дело-то? Серьёзно.
У нашей дорогой редакции не укладывается в голове, как можно жечь машины, швырять бутылки в окна и таранить (чуть не написал опять «тараканить», да что ж такое) грузовиками кинотеатры в знак протеста против набора цветных кадров, который появляется на большой стене. Ладно, ладно, пусть это кино про царя. Ладно, окей, канонизированного в чине страстотерпца. Ладно, пусть этот царь подкатывает к балерине Кшесинской. Тем не менее, мы по-прежнему не понимаем, что здесь не так.
Активистов почему-то не разозлил фильм «Викинг», где князь Владимир (тоже святой, между прочим!) ходит по пояс в грязи и дерьме. И никто не оскорбился. Кроме историков по Древней Руси, которым потом пришлось мыть глаза с мылом. При том, что этот фильм реально похож на высокобюджетного «Зелёного слоника».
В «Викинге» кстати тоже сцены всякие.
Или Николай святее Владимира? Или Николаю нельзя кочепуприть балерин, а Владимиру можно копаться в дерьме?
Серьёзно, это очень похоже на какое-то помешательство. И тут мы переходим ко второму пункту.
Так вот, второе.
Почему воинствующие активисты, называющие себя патриотами России, в своем праведном протесте активно перенимают методы, эээ, скажем так, альтернативно одарённых радикалов из одной небратской республики? Гражданам активистам ещё не раздают кастрюли?
На фоне этих граждан выглядит адекватным министр Мединский. Вдумайтесь в эти слова.
Тут, кстати, есть версия, что и к телефонному терроризму эти граждане причастны. Если это так, то история уже даже не религиозная и не историческая, а сугубо криминальная.
Мы тоже за великую и сильную Россию. Но в нашей великой России люди не швыряются коктейлями Молотова из-за фильма. И не грозятся посадить режиссёра на кол, как тут товарищ из «Христианского государства» недавно заявил.
Хочется просто сказать: «Ребята, вы в своём уме?»
«Может дойти и до страшного. У нас есть примеры великих святых, которые за богохульство и святотатство сажали на кол. У нас все-таки воинствующее христианство — православие. Когда люди видят это безумие богохульное, они вооружаются примерами святых. Кто-то вооружается молитвенными примерами Серафима Саровского, другие — примером воинов. Они думают, что могут Учителя посадить на кол. Человек, который видит, насколько Учитель несгибаем, может его и на кол посадить», — говорит лидер «Христианского государства».
И тут не знаешь, смеяться или ужасаться, потому что это происходит не в ИГИЛ, а в твоей стране, которую ты любишь и которой желаешь величия.
Кстати, реальное фото Николая II. Ничьи чувства случаем не оскорбляет? Царь был, в общем-то, вполне живой человек, пошутить и покуролесить по юности любил.
Сегодня им не нравится кино про Матильду. Завтра им не понравится какая-нибудь шутка про Николая II в твиттере. Послезавтра потребуют запретить и изъять из лексикона фразу «царь-тряпка». А за «Кровавого» вообще коктейлем прилетит. И уж не вздумайте смеяться над дневником Николая, где он стреляет по воронам и катает Аликс в кресле. За это – на кол.
Третье. Теперь мы будем чуть посерьёзнее.
Царебожие – это ересь.
То есть, натурально, с точки зрения православной церкви – именно что ересь как она есть. Более того – в церкви поклонение царю называют не иначе как «православным иудаизмом», потому что это учение схоже с верой в пришествие Мошиаха.
Ересь же заключается в том, что Бог якобы распределил между русскими царями разные служения Христа, и самая ответственная часть досталась Николаю II. И более того: в своём земном служении он был подобен Христу. И ещё более того: как и Христос, он стал искупителем русского народа.
Именно так учат «царебожники», от которых растут ноги у нынешних беспорядков. То есть, это уже не просто канонизированный земной правитель, а чуть ли не воплощение Христа.
Ересь? Да, с точки зрения православной церкви это именно самая настоящая ересь. Во-первых, согласно учению, ни один земной царь не может возвыситься над церковью. Во-вторых, есть только один искупитель – Иисус.
«Все царебожническое лжеучение не имеет никаких оснований в Священном Писании и учении Православной Церкви. Это лжеучение оказывается основанным только на бабьих баснях, отвращаться которых повелевает нам апостол», — пишет журнал «Благодатный огонь», в редакцию которого входят священнослужители РПЦ.
А вот православный журнал «Фома» подробно рассказывает, за что именно церковь канонизировала Николая. И тоже о ереси царебожия.
«Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения», — пишет протоиерей Георгий Митрофанов.
Православие здорового человека.
И четвёртое. Что со всем этим, по-хорошему, надо бы сделать.
Да всего-то ничего, на самом деле.
Кинотеатрам стоило бы не прогибаться под фанатиков. Дело это нехорошее. Опять-таки, на примере одной небратской республики мы очень хорошо видим, к чему приводит попустительство над беззаконием. Впрочем, «Матильду» мы и с торрентов скачаем. Если их не сожгут.
Поклонской стоило бы призвать своих сторонников протестовать исключительно в рамках закона.
Руководству РПЦ – осудить царебожие.
А «Христианскому государству» — успокоиться, выдохнуть, попуститься, попить пустырника. Или, вон, посмотрите вот эту гифку с няшными котятами.
Чтобы быть великой, России не нужен свой «Правый сектор» или свой ИГИЛ (запрещённые, кстати, организации). Обойдёмся как-нибудь без этого.
История жизни и гибели последнего русского императора, независимо от оценочных суждений — трагическая и очень печальная страница нашей истории. Красный вы или белый, православный или атеист — об этом надо помнить и это надо знать.
Только давайте как-нибудь без абсурда, безумия и коктейлей Молотова. Ничем хорошим это никогда не заканчивалось.
Александр Пелевин